Значение слова ВЛАДИМИР-ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ВЛАДИМИР-ВАСИЛИЙ

Владимир-Василий Всеволодович, прозванный Мономах, великий князькиевский, сын В. Ярославича - самый замечательный из русских князейдотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славуи добрую память. В. род. в 1053 г. Когда Святослав черниговский отнялКиев у Изяслава и, Всеволод сел в Чернигове, а сын его Владимир - вСмоленске (1067 - 68 гг.). В. служил и Святославу и опять занявшему КиевИзяславу, как старейшим князьям: по поручению первого он помогал (1075)полякам против немецкого императора Генриха IV, на которого ходил черезБогемию за г. Глогау, в нынешней Силезии; по приказанию второго ондважды ходил на полоцких князей (1077). Когда отец его Всеволод сел вКиеве, Мономах занял стол в Чернигове. В следующем 1079 г. ОлегСвятославич, вместе с братом Романом и половцами, хотели попытатьсявыгнать Мономаха из Чернигова, но это им не удалось: В. остался вЧернигове, владея в то же Время и Смоленском. Ему приходилось бороться скнязьями полоцкими, с полудикими вятичами, с половцами и торками, скнязьями-изгоями Ростиславичами; последних он, по приказу отца, выгнализ Владимиро-Волынской области и посадил во Владимире Изяславова сынаЯрополка (1084), а когда Изяславич в чем-то провинился против Всеволода- Давида Игоревича. Вскоре, однако, В. примирил Ярополка с отцом своим ичрез это опять доставил ему Владимир (1086). Другой Изяславич,Святополк, в 1088 г. добровольно оставил Новгород, и Владимир посадилтам сына своего Мстислава. В 1093 г. скончался Всеволод. В. не хотел воспользоваться своимположением и занять Киев: он пригласил на великокняжеский столкняжившего тогда в Турове двоюродного брата своего СвятополкаИзяславича, который был старше его летами и при том сын старшегоЯрославича. Почти все Время княжения Святополка В. был верным егосоюзником, не смотря на то, что киевляне сильно были привязаны к В. и нелюбили Святополка. Когда, в год твоего вокняжения, Святополк предпринялпоход против половцев, Владимир присоединился к нему с своей дружиной.На реке Стугне составился совет, на котором В. стоял за мир, между темкак киевляне требовали битвы и настояли на своем. Русские войска перешлиСтугну. 20 мая произошла битва. Половцы сначала кинулись на Святополка исмяли его, потом ударили на Владимира и брата его Ростислава. Русские невыдержали натиска и побежали. При переправе чрез Стугну Ростиславутонул; пытаясь спасти его, едва не утонул и сам В. Половцы пошли кКиеву; при с. Желани, 23 июля, они опять жестоко побили русских,рассеялись по селениям и начади забирать жителей в полон. В следующем1094 г. орда половцев двинулась с Олегом Святославичем на Владимира,который не довел дела до кровопролития и удалился из Чернигова вПереяславль. С этого времени В. становится непримиримым врагом половцев,нередко даже в ущерб своей репутации, как князя благодушного исправедливого. В 1094 г. к В. пришли для заключения мира два половецкихкнязя, Итдар и Китан. В залог верности В. отдал последнему сына своегоСвятослава. В это Время к В. пришел из Киева от Святополка Славята истал советовать князю убить Итларя; В. сначала колебался, но потомсклонился на предложение. Нужно было сначала выкрасть у КитанаСвятослава; за это взялся Славята. Он проник ночью в стан Китана и нетолько благополучно освободил Святослава, но и убил Китана и его людей.Вслед затем Итларя позвала на завтрак к В., и когда он явился, его ивсех половцев перестреляли. Со стороны половцев нужно было ожидатьмести. Святополк и В. звали Олега Святославича к себе, чтобы идти наполовцев. Олег, которому Половцы могли пригодиться в его столкновениях скнязьями, отказался. "Пусть Бог нас рассудит", - сказали князья, пошли на Олега, выгнали его из Чернигова, осадили вСтародубе и держали в осаде до тех пор, пока он не обещал прибыть в Киевна совет об обороне Русской земли (1096). Между тем в Киевскую область ворвались половцы: хан Боняк с своейордой жег окрестности Киева, а Тугоркан осадил Переяславль. Владимир иСвятополк побили половцев Тугоркана; сам Тугоркан пал в битве. Но Бонякворвался в Печерский монастырь и произвел там страшное опустошение. Олегне являлся в Киев; он пошел в Смоленск, а отсюда к Мурому. Здесь, вбитве с ним, пал сын Мономаха, Изяслав. Другой сын Мономаха, Мстиславновгородский, помогавший брату и взявший верх над Олегом, советовалпоследнему обратиться к князьям, обнадеживая его, что они не лишать егорусской земли. Олег так и сделал. Памятником этих сношений осталосьписьмо Мономаха к Олегу, ярко рисующее симпатичную личность В. В 1097 г.на съезде в Любече собрались князья: Святополк, Мономах, Святославичи:Олег, Давид и Ярослав, князь волынский Давид Игоревич, червоно-pyccкиекнязья Володарь и Василько Ростиславичи. Предметом совещания были меры,какие нужно принять для охраны Русской земли от половцев. Душой этогосовета был Мономах. Решено было оставить междоусобную вражду, каждомувладеть своими волостями и всем преследовать нарушителей постановленийсъезда. Но не успели князья разъехаться по своим волостям, каксовершилось злодеяние, не слыханное дотоле на Руси: Давид волынскийоклеветал перед великим князем Василька, будто бы вместе с В.умышлявшего на жизнь Святополка, и Василько был ослеплен. В. пришел вужас, когда дошла до него весть об этом. Он призвал к себе на совещаниеОлега и Давида черниговских, советовал поправить дело, искоренив зло вначале; иначе начнет, говорил он, убивать брат брата, и земля русскаяпогибнет: ее возьмут Половцы. Святополк оправдывался, ссылаясь наДавида, как на виновника злодеяния; но князья понимали, что великийкнязь виноват столько же, как и Давид, и пошли на Святополка. Последнийв страхе хотел бежать, но киевляне не пустили его, советуя вступить сВладимиром в переговоры, зная, что он "многомилостив". В. склонился кмиру, когда Святополк обещал наказать Давида. Последний призвал напомощь Боняка. Таким образом желание Мономаха сплотить князей противполовцев не исполнилось. В 1100 г. Давид Игоревич отдался на княжескийсуд. Съезд князей в Уветичах (Витичеве) объявил Давиду, что за егозлодеяние князя не хотят дать ему владимирского стола, но оставляют егона свободе - пусть сидит в Бужске и Остроге. Святополк придает ему Дубеяи Чарторижск, В. дает 200 гривен, да столько же Олег и ДавидСвятославичи. После Витичевского съезда В. уехал в Ростовскую область, аСвятополк и Святославичи потребовали, чтобы Володарь взял Василька изТеребовля к себе, говоря, что для них обоих достаточно будет Перемышля.Столь несправедливое дело В. не хотел поддерживать, но не противоречилкнязьям, потому что не желал междоусобий. В 1103 г. Половцы нарушилимир, и В. поднял на них князей. В. и Святополк со своими дружинамисъехались в Долобске и пригласили в поход и Святославичей. Давид принялпредложение, а Олег, по своим отношением к половцам, отговорилсянездоровьем; пришел с своей дружиной полоцкий князь Давид Всеславич,пришли и еще некоторые князья. На урочище, называемом Сутень, князьявстретили половцев и разбили их наголову (4 апр.). Здесь легло до 20половецких князей, а один, Бельдюз, взят в плен и убит по приказуМономаха. В 1107 году Половцы пошли на Русь, но В., вместе с другимикнязьями, разбил их наголову под Лубнами. В 1111 г. князья - В. сдетьми, Святополк, Ярослав, Давид - совершили блестящий поход к Дону идва раза, при притоке Дегея и при р. Сальнице, жестоко разбили половцев.В 1113 г. Святополк скончался, и киевляне на вече выбрали своим княземВ. и звали его к себе. Мономах медлил приходом. Киевляне вторичнопросили В. поспешить, выставляя на вид, что в противном случае народограбит вдову Святополка, бояр и монастыри. Тогда В. сел на киевскомстоле, как избранник Киевской земли, помимо старшего из князей, ОлегаЧерниговского. Время великокняжения В. было самым цветущим в историиКиевской Руси. Половцы встречали дружный отпор; удельные князьясмирились, а непокорным приходилось чувствовать на себе сильную рукувеликого князя. Так, вскоре по вокняжении Владимира в Киеве, половцыпришли в Переяславскую область, но бежали, как только услышали, что наних выступил великий князь с сыновьями, племянниками и ОлегомСвятославичем; а в 1116 г. Глеб Всеславич минский, за неповиновениевеликому князю, осажден был В. в Минске и вынужден умолять о мире.Когда, вскоре после того, Глеб напал на Смоленск, В. вывел его из Минскаи, в качестве пленника, привел в Киев, где он и умер в заключении. В1116 году, по делам зятя своего, греческого царевича Леона Дгогеновича,и внука, Василька Леоновича, В. посылал воеводу своего Яна Вышатича надунайские города имп. Алексея Комаена; но в 1122 г. В. примирится спреемником Алексея, Иоанном, и даже выдал за него внучку свою, дочьМстислава. Сыновья В. успешно воевали с инородцами: Ярополк - споловцами, Мстислав новгородский - с чудью, Юрий суздальский - сболгарами. Владимиро-волынский князь Ярослав Святополкович дурно жил ссвоей супругой Мстиславной, внучкой Мономаха, и этим вооружил противсебя В., от которого вынужден был бежать в Венгрию (1118). В. отдал уделего сыну своему Роману, а по смерти последнего - другому сыну, Андрею,которого в 1120 г. посылал на ляхов, помогавших Ярославу при покушениивозвратить его удел. В. известен в истории и как законодатель. В год вокняжения в Киеве онсозвал в с. Берестово мужей своих; туда же прибыл муж и от ОлегаСвятославича. здесь, в общей думе, положено было ограничить произвольноевзимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до большихзлоупотреблений. Установлено было, что ростовщик может брать процентытолько три раза, и если возьмет три раза, то уже теряет самый капитал.От разных причин, как войны, набеги половцев и т. п., являлисьнеоплатные должники. При В. установлено было различие между темнеоплатным купцом, который потерпит нечаянно от огня, воды илинеприятеля, и тем, который испортить чужой товар, пропьет его или"пробьет", т. е. заведет драку, а потом должен будет заплатить виру или"продажу". В первом случае хотя купец и не освобождался совершенно отплатежа долга, но и не подвергался насилию: продавалось только егоимущество, при чем гость, т. е. купец из другого города или иноземец,имел первенство перед другими заимодавцами, потом следовал князь, азатем уже прочие заимодавцы получали остальное. Точно также от разныхпричин на Руси умножились бедняки, поступавшие в наемники к богатым. Это- так называемые "закупы". Закон В. ограждал закупов от произволахозяев, но угрожал им полным рабством, если они убегут, не исполнивусловий. Определено было три случая обращения в холопство: добровольнаяпродажа, женитьба на женщине рабского происхождения и поступление безвсякого договора в должностные лица у частного человека (тиунство безряду). За долги нельзя было обращать в холопство; всякий, кто не имелвозможности заплатить, мог отработать свой долг и отойти. При Ярославехолопа убивали, если он наносил побои свободному человеку, - теперьгосподин платил за него пеню. За холопа и рабу виры не полагалось, ноубийство их без вины наказывалось платежом князю "продажи". Время Мономаха было временем первого расцвета художественной илитературной деятельности. В Киеве и других городах строились церкви иукрашались живописью; сам Мономах построил несколько церквей и, междупрочим, на Альте, где был убит Борис. Ко времени В. относится составленонашей первоначальной летописи, начало печорского Патерика, составление,по византийским образцам, житий людей, прославившихся святостью жизни,как Антонии и Феодосий печорские, св. Ольга, равноапостольный Владимир,Борис и Глеб и пр. Игумен Даниил составил описание путешествия своего вИерусалим; наконец, сам В. написал "Поучение своим детям", замечательныйлитературный памятник того времени. В. назван Мономахом по делу состороны матери, которую наши летописи называют "греческою царевною","грекинею" и "мономахинею", а некоторые известия не летописногохарактера прямо именуют Анной, дочерью императора Константина Мономаха.Есть и другое объяснение названия В. Мономахом: будто бы он ходил нагенуэзцев, занявших Тавриду, и, при взятия Кафы, убил в поединкегенуэзского князя, за что и прозван Мономахом, т. е. единоборцем. Немудрено, что такая крупная, замечательная личность вызывала народнуюфантазию на составление подобных сказаний. Народ не мог обойти ее и всвоих поэтических произведениях: Владимир былин не есть исключительно Б.равноапостольный, а отчасти и В. Мономах. Так, между былинамиВладимирова цикла есть былина о боярине Ставре, которого В. КрасноеСолнышко посадил в погреб. В новгородской летописи под 1118 годомнаходим известие, по которому Владимир Мономах призвал из Новгорода заграбежи и посадил в погреб сотского Ставра, с несколькими боярами, егосоумышленниками. Составилась легенда, будто византийский императорприслал В. знаки царского достоинства, венец и бармы, с митрополитомНеофитом, который венчал его на царство; впоследствии московскиегосудари венчались венцом, который назвали шапкой Мономаха. В. скончался19 мая 1125 года "у милой ему церкви, на реке Альте и погребен вКиево-Софийском соборе. В. был женат три раза; первой его женой былаанглийская королевна Гида Гаральдовна.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.