в Москве - Основание его относится к 1776 г. В этом году Гроти уступил свои права и обязанности кн. Урусову, обязавшемуся построить каменный публичный театр в Москве. При содействии известного М. Е. Медокса было выбрано место в Петровской ул., в приходе церкви Спаса, что в Копье. Неусыпными трудами Медокса в 5-ть месяцев, по плану архитектора Розберга, был построен Б. П. т., стоивший 130000 руб. Спектакли начались в 1780 г. под дирекциею того же Медокса, которому дана была привилегия представлений до 1796 г. Внутреннее устройство было таким, каким оно сохранилось до пожара 1853 г., потерпев в новейшее время лишь небольшие изменения. Сильным пожаром в 1805 г. здание театра было до тла уничтожено; представления были перенесены в деревянный театр у Арбатских ворот, сделавшийся одною из первых жертв пожара 1812 года. Блестящею эпохою театра в Москве должно считать ту пору, когда он состоял под непосредственным ведением просвещенного кн. Д. В. Голицына. При нем сгоревший театр был возобновлен (увеличен) по плану архитектора Бове. 6-го января 1825 г. состоялось открытие Б. т. два дня продолжавшимся прологом: "Торжество муз" М. А. Дмитриева и великолепным балетом "Сандрильона". В 1843 г. театр значительно изменен и улучшен. 17-го марта 1853 г. театр сгорел до тла. Убытки оценены в 10 милл. руб. (см. ст. П. Басистова в "Спб. Вед. " 1856 г., №220). Через 16 месяцев, к 20-му августу 1856 г., театр был заново перестроен (стоимость - 900000 руб.) по плану архитект. Кавоса. Театр представляет два фронтона, один над колоннадой, другой над верхним ярусом. Над колоннадой 4-е бронзовых коня, запряженных в колесницу Аполлона; модели коней работы барона Клодта. По бокам театра - чугунные подъезды, состоящие из изящных чугунных колонн, поддерживающих навесы. Каждая пара колонн опирается на общий четвероугольный пьедестал. При освещении колоннада весьма красива, особенно издали. Главный подъезд и парадная лестница устроены со стороны Театральной площади. Сени имеют почти 18 саж. длины и 4 1/2 саж. ширины. Направо и налево широкие мраморные ступени ведут на первую площадку, пол которой выложен венецианской мозаикой. Отсюда направо налево две лестницы ведут в фойе с зеркальными стенами в золоченых рамах, лепными карнизами и расписанными простенками. Из фойе ведет вход в Императорскую ложу. Потолок залы театра имеет 14 саж. в поперечнике, следовательно зала Б. т. превосходит своей величиной залы театров: Сан-Карло (в Неаполе), дела-Скала (в Милане) и др. Сцена имеет более 10 саж. протяжения. В партере 17 рядов кресел (470), позади кресел амфитеатр (150) мест, лож в пяти ярусах - 136, 6-й ярус - дешевые места; вмещает до 2300 человек (считая на ложу 5 чел. ); кресла сделаны из некрашеного дуба. Ложи внутри роскошно драпированы, а снаружи убраны резьбой. На плафоне залы изображены музы, предводимые Аполлоном; скульптурные работы исполнены Шварцем, резьба и лепка - Ахтом; стенная живопись - Титовым. А. Ум.
Значение БОЛЬШОЙ ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БОЛЬШОЙ ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012