Большой Петровский театр в Москве. - Основание его относится к 1776г. В этом году Гроти уступил свои права и обязанности кн. Урусову,обязавшемуся построить каменный публичный театр в Москве. При содействииизвестного М. Е. Медокса было выбрано место в Петровской ул., в приходецеркви Спаса, что в Копье. Неусыпными трудами Медокса в 5-ть месяцев, поплану архитектора Розберга, был построен Б. П. т., стоивший 130000 руб.Спектакли начались в 1780 г. под дирекциею того же Медокса, которомудана была привилегия представлений до 1796 г. Внутреннее устройство былотаким, каким оно сохранилось до пожара 1853 г., потерпев в новейшеевремя лишь небольшие изменения. Сильным пожаром в 1805 г. здание театрабыло до тла уничтожено; представления были перенесены в деревянный театру Арбатских ворот, сделавшийся одною из первых жертв пожара 1812 года.Блестящею эпохою театра в Москве должно считать ту пору, когда онсостоял под непосредственным ведением просвещенного кн. Д. В. Голицына.При нем сгоревший театр был возобновлен (увеличен) по плану архитектораБове. 6-го января 1825 г. состоялось открытие Б. т. два дняпродолжавшимся прологом: "Торжество муз" М. А. Дмитриева и великолепнымбалетом "Сандрильона". В 1843 г. театр значительно изменен и улучшен.17-го марта 1853 г. театр сгорел до тла. Убытки оценены в 10 милл. руб.(см. ст. П. Басистова в "Спб. Вед. " 1856 г., №220). Через 16 месяцев, к20-му августу 1856 г., театр был заново перестроен (стоимость - 900000руб.) по плану архитект. Кавоса. Театр представляет два фронтона, одиннад колоннадой, другой над верхним ярусом. Над колоннадой 4-е бронзовыхконя, запряженных в колесницу Аполлона; модели коней работы баронаКлодта. По бокам театра - чугунные подъезды, состоящие из изящныхчугунных колонн, поддерживающих навесы. Каждая пара колонн опирается наобщий четвероугольный пьедестал. При освещении колоннада весьма красива,особенно издали. Главный подъезд и парадная лестница устроены со стороныТеатральной площади. Сени имеют почти 18 саж. длины и 4 1/2 саж. ширины.Направо и налево широкие мраморные ступени ведут на первую площадку, полкоторой выложен венецианской мозаикой. Отсюда направо налево двелестницы ведут в фойе с зеркальными стенами в золоченых рамах, лепнымикарнизами и расписанными простенками. Из фойе ведет вход в Императорскуюложу. Потолок залы театра имеет 14 саж. в поперечнике, следовательнозала Б. т. превосходит своей величиной залы театров: Сан-Карло (вНеаполе), дела-Скала (в Милане) и др. Сцена имеет более 10 саж.протяжения. В партере 17 рядов кресел (470), позади кресел амфитеатр(150) мест, лож в пяти ярусах - 136, 6-й ярус - дешевые места; вмещаетдо 2300 человек (считая на ложу 5 чел. ); кресла сделаны из некрашеногодуба. Ложи внутри роскошно драпированы, а снаружи убраны резьбой. Наплафоне залы изображены музы, предводимые Аполлоном; скульптурные работыисполнены Шварцем, резьба и лепка - Ахтом; стенная живопись - Титовым. А. Ум.
Значение слова БОЛЬШОЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БОЛЬШОЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012