Значение БАЛЬЗАК ОНОРЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое БАЛЬЗАК ОНОРЕ

(де Balzac) — знаменитый французский романист; род. 20 мая 1799 в Туре, учился в Вандомской гимназии, потом три года служил в Париже писцом у адвоката и нотариуса, а после того занялся литературой и написал трагедию, но отзывы о ней были так неблагоприятны, что Б. решился перейти на поприще романиста и напечатал несколько романов под разными псевдонимами (некоторые из них вышли потом под псевдонимом Ораса де Сент-Обена). Неудачные издательские предприятия, в которые он пустился с 1826 г., вовлекли его в значительные долги, от которых он потом уже никогда не мог вполне освободиться и которые принуждали его работать до истощения сил. Между тем Б. напечатал под своим собственным именем роман "Les derniers Chouans" (1829 г.), имевший большой успех, так же как и следовавшие за ним романы "Cathenne de M?dicis", "La femme en 30 ans", "La maison du chat-qui-pelote", "Le bal de Sceaux", "Physiologie du mariage", "Le p?re Goriot", "La peau de chagrin" и проч., которые в течение немногих лет поставили Б. в первом ряду франц. романистов. Издатели газет и журналов и книгопродавцы покупали нарасхват его повести "Sc?nes de la vie priv?e", "Sc?nes de la vie de campagne", "Sc?nes de la vie parisienne" и проч. Б. задумал тогда написать нечто вроде эпоса, в котором его романы получили бы общую связь и составили одно целое. Он дал ему название "La com?die humaine". Б. был родоначальником реалистической школы и создал пестрый ряд типических образов, которые играют в этой комедии всевозможные роли. Число действующих лиц в его повестях и романах достигло 3000—4000. Смерть положила в 1850 г. внезапный конец грандиозному плану создания этой "Человеческой комедии". Его сестра, г-жа Сюрвилль, написала его биографию — "В., sa vie et ses ?uvres d'apr?s sa correspondance" (Париж, 1858 г.). Романы Бальзака представляют верную картину современного ему французского общества; они отличаются необыкновенной наблюдательностью, хотя порой чрезмерная точность в описании деталей действует утомительно, задерживает развитие рассказа и отвлекает интерес от главных действующих лиц. Лучшие его романы "La recherche de l'absolu", "Le m?decin de campagne", "Eug?nie Grandet" и "Les parents pauvres". Cp Гозлана (Gozian), "B. chez lui" (1862); "Correspondance de B." (1819—50), (Пар. 1877), Lovenjoul, "Histori? des oeuvres de B." (1880), Брандеса в "Deutsche Rundschau" (1881, январь).Статьи о Б. на русском языке: в "Современнике" (1841, т. XXIV, стр. 15—46); Мирекура, в "Репертуаре и Пантеоне" (1855, кн. II, стр. 1—28); Леон Гозлан, "Репертуар и Пантеон" (1855, кн. VI, стр. 1—16; 1856, кн. IV, стр. 9—17); Лаура Сюрвиль, в "Современнике" (1856, т. LIX, № 9, отд. V, стр. 1—24); Юлиан Шмидт, "История французской литературы" (т. II, СПб., 1864, стр. 279—299 и др.); А. Денегри, "Бальзак и его школа" ("Дело", 1870, № 8, стр. 238—287); П. Д. Боборыкин, "Реальный роман во Франции" ("Отечествонные Записки", 1876, № 6); Эм. Золя, "Бальзак и его переписка" ("Парижские письма", т. I, СПб., 1878, стр. 1—42); Вл. Зотов, "История всемирной литературы" (т. III, СПб., 1881, стр. 485—491); А. Красносельский, "Опыт генеалогии современного псевдореалистического романа" (в "Отечественных Записках", 1883, №5, стр. 103—120 и № 6, стр. 355—382). Романы и повести Б. много раз переводились на русский язык. В отдельном издании появились: "Сцены из частной жизни" (5 частей, СПб., 1832—1833); "Ростовщик Корнелиус" повесть (СПб., 1833); "Госпожа Фирмиани" (Москва, 1833 г.); "Женщина в тридцать лет" (СПб., 1833 г.); "Созерцательная жизнь Людвига Ламберта" (СПб., 1835 и 1854); "Темные рассказы опрокинутой головы" (2 ч., СПб., 1836); "Шуаны, или Бретань в 1799 г." (СПб., 1836 и Москва, 1840); "Лилия в долине" (М., 1837); "Свадебный договор", роман 2 ч. (СПб., 1855); "Старик Горио" (роман, 3 ч., Москва, 1840); "История бедных родственников" (СПб., 1875 года, перевод В. Чуйко); "Мелкие невзгоды супружеской жизни" (М., 1876 года); "Мачеха" (“La mar?tre”) (драма в 5 действиях и семи картинах, М., лит., 1880); "Евгения Гранде" (роман, перевод Ф. М. Достоевского, СПб., 1883). Кроме того, имеются в журналах: "Провинциальный Байрон" (“Библиотека для Чтения”, 1837, 21); "История величия и падения Цезаря Биротто, продавца духов" (роман, там же, 1838, 29); "Необыкновенная женщина" (там же, 1839, 34); "Графиня де Ванденесс" (роман, там же, 1839, 34); "Похождение парижского денди" (повесть, там же, 1839, 36); "Дуняша" (повесть, там же, 1840, 39); "Светские приятельницы" (роман, 1840, 42); "Модеста Миньон" (там же, 1845, 69); "Кузен Понс, или Два музыканта" (там же, 1847, 83); "Один из тринадцати" ("Современник", 1850, 23); "Погибшие мечты" ("Северный Вестник", 1887).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.