Значение ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

литература, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, а элементы аналитический, дидактический и описательный отсутствуют либо имеют заведомо второстепенное значение. П. л. опирается на опыт многообразных литературно-художественных повествовательных жанров, для которых авантюрно-занимательная установка была существенной, но не определяющей сюжетное целое, - греческого романа эпохи эллинизма ('Эфиопика' Гелиодора, 3 в. н. э.), рыцарского эпоса 12-16 вв., романа барокко ('Астрея' д'Юрфе и т.д.), плутовского романа похождений, литературы путешествий 17-18 вв. и готического романа предромантизма с его превратностями, тайнами и ужасами. Значительную роль в развитии П. л. сыграли также документальная проза и журналистика.

Более специфично применение понятия 'П. л.' ('приключенческий жанр') к литературе о приключениях, сложившейся в 19 в. в русле романтизма и неоромантизма (под воздействием ряда их тенденций: отталкивание от прозы буржуазной повседневности; поиски высокого и героического; устремлённость к новому, оригинальному; сюжетная занимательность). Одним из первых образцов П. л. явились 'морские романы' Ф. Купера и Ф. Марриета , историко-приключенческие романы А. Дюма - отца и социально-приключенческие - Э. Сю . Романтическим пафосом отмечены наиболее известные произведения П. л. 19 - начало 20 вв.: Т. М. Рида, Р. Л. Стивенсона, Р. Хаггарда, Дж. Конрада (Великобритания); Г. Ферри, Г. Эмара, Ж. Верна, Л. Жаколио, Л. Буссенара, П. Бенуа (Франция); Дж. Лондона (США). Для П. л. характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Действие протекает в особых условиях; персонажи резко разделяются на злодеев и героев. Современная П. л. часто сливается с научной фантастикой , предельно расширяющей сюжетные возможности повествования.

О популярности П. л. в СССР свидетельствуют многочисленные серийные издания, сборники, журналы (например: 'Библиотека приключений и научной фантастики', с 1943, издательство 'Детская литература'; 'Приключения' - издательство 'Молодая гвардия'; журнал 'Вокруг света' , с приложением 'Искатель' - с 1961; 'Подвиг' - приложение к журналу 'Сельская молодёжь', и др.).

В жанре П. л. выступали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, А. Гайдар, А. Беляев, В. Катаев, Г. Адамов, Ю. Семенов. Советскую П. л. в целом отличает героико-патриотический, жизнеутверждающий, революционный пафос.

Лит.: Rausse Н., Der deutsche Abenteuerroman, [s. 1.], 1912; Doutrepout G., Les types populaires de la litterature française, pt. 1-2, Brux., 1926-27; Ayrenschmabz A., Zum Begrift des Abenteuerromans, Tubingen, 1962; Folsons J. K., The American western' novel, New Haven, 1966.

В. С. Муравьев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.