(франц. pastorate, от лат. pastoralis - пастушеский), литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре: 1) античная буколика , посвящена жизни пастухов (например, 'Дафнис и Хлоя' Лонга ) ; 2) вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием; возник в литературе Раннего Возрождения ('Амето', 1341, 'Фьезоланские нимфы', 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16-17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо - Италия; Х. де Монтемайор - Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер - Англия; О. д'Юрфе - Франция), а в России - в середине 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита , П. восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность П. также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. П.- характерный жанр аристократического барокко ; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев.
Жанровые формы П. многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы 'Сказание об Орфее' Полициано (1480) развивается драматическая П., принятая особенно в 16-17 вв. на придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма ( идиллии С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).
В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни. П. зародилась под влиянием литературной П., пользовалась популярностью в 17-18 вв., особенно при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер - К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере 'Пиковая дама' П. И. Чайковский воссоздал П. 'Искренность пастушки'. Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной П. характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание народной волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в кончерто гроссо , создавалась и как самостоятельное произведение. Инструментальные П. писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симфонические П. представляют собой части циклического сочинения или целые циклы ('Пасторальная симфония' Л. Бетховена).
Тексты и лит.: Тассо Т., Аминта. Пастораль, вступ. ст. М. Эйхенгольца, М.- Л., 1937; Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл. А. К. Дживелегова, М.- Л., 1934; Marinelli P. V., Pastoral, L., 1971 (лит.).
И. В. Шталь (П. в литературе).