(Fu ssli или F u ssly) ? фамилия многих швейцарских художников и писателей. Из них более других известны:
1) Иоганн Каспар Ф. (1706?1782), ученик по живописи своего отца, Матиаса Ф. (1671?1739), в Цюрихе, усовершенствовавшийся во время своих многократных путешествий. Писал сражения, морские виды и портреты. Составил "Историю лучших швейцарских художников с приложением их портретов" (Цюрих, 1769?79) и "Указатель значительных граверов и их произведений" (Цюрих, 1771) и издал "Письма Винкельмана к его швейцарским друзьям" (1778). Многие из картин и рисунков этого художника, в особенности портреты, служили оригиналами для гравюр.
2) Иоганн Рудольф Ф. (1709?1793) был живописцем-миниатюристом, учеником Лутербурга в Париже, но потом посвятил себя исключительно литературе. Им начато издание "Всеобщего словаря художников" (1763?76; 3-е изд., 1799), плода его тридцатилетних трудов, дополненного в 1806?21 гг. его сыном Иоанном-Генрихом.
3) Ганс Рудольф Ф. (1737?1806), рисовальщик, гравер на меди и живописец, ученик своего отца, Иоганна Каспара Ф.; прибыв в Вену в 1765 г., сделался там известен изданием своих рисунков, изображающих народный быт и природу Венгрии; получил потом должность геометра при венгерской государственной канцелярии, производил геодезические измерения и статистические исследования в Славонии, Далмации и Кроации, был назначен главным инженером Сирмирского палатината и вскоре за тем председателем тамошней податной комиссии и, наконец, служил придворным концепистом и архивариусом венской академии художеств. Им составлены: "Критический указатель лучших гравюр на меди со знаменитых мастеров всех школ" (Цюрих, 1798?1806) и "Летопись изящных искусств в австрийском государстве". Оба эти издания остались, за смертью автора, неоконченными. По поручению правительства он устроил в Вене библиотеку и коллекцию гравюр для молодых художников.
4) Иоганн Генрих Ф. (1742?1825), брат предыдущего, еще в детском возрасте занимался рисованием потихоньку от своего отца, который, вследствие недостаточной развитости его руки, не хотел пустить его на художественное поприще. Несмотря на то, что юношеские рисунки Ф. выказывали живость и богатство его фантазии, он готовился к духовному званию, изучая богословие, древние языки, а также новые, дававшиеся ему очень легко. Он не окончил своего образования, когда, вследствие сочинения, написанного им против одного нечестного должностного лица, ему пришлось бежать из Цюриха. Он скитался несколько лет по Германии, пока, благодаря своему переводу Шекспировского "Макбета" и "Писем леди Монтаг", не познакомился с английским посланником в Берлине и, по его приглашению, не отправился в 1765 г. в Лондон. Здесь он сперва жил переводами английских и немецких книг (между прочим, сочинений Винкельмана) и, только наслушавшись академических речей Рейнольдса, снова заинтересовался искусством. Знаменитый корифей английской живописи, с которым Ф. вошел в личное знакомство, советовал ему бросить перо и приняться за карандаш и кисти. Послушавшись этого совета, Ф., в 1770 г., отправился в Рим, сблизился там с Винкельманом и Р. Менгсом и усердно изучал антики и Микеланджело. Возвратившись в Лондон в 1779 г. уже вполне готовым художником, он скоро вошел у англичан в известность с переиначенной фамилией "Фюзели". После того, как лондонская Королевская академия в 1788 г. избрала его в свои члены, он, кроме исполнения других работ, нарисовал 9 композиций для "Шекспировской галереи" Бойделя и 47 иллюстраций к "Потерянному Раю" Мильтона, много способствовавших его популярности. В 1 7 99 г. Ф. был назначен профессором, а в 1804 г. директором академии. С того времени он посвятил себя почти исключительно литературным трудам, каковы переработка "Словаря живописцев" Пилькингтона (1805?10), "Fifteen lectures on painters" (1820) и перевод на английский язык "Физиономики" Лафатера. Как живописец, Ф. в свое время нравился английской публике почти столько же, сколько его современники, Рейнольдс и Уэст, хотя был слабее их во всех отношениях. Рисунок и вообще техническое исполнение его произведений небрежны; желание поражать необычайным нередко приводило его к странностям в композиции, к вычурной театральности поз и движений изображенных фигур, а в колорите к резкости и неестественности. Наиболее известные картины Ф.: "Титания и Основа" (из "Сна в летнюю ночь" Шекспира), "Кошмар", "Тезей, прощающийся с Ариадной при входе в Лабиринт", "Уголино в башне голода", "Шествие теней в Элизиуме" и "Смерть кардинала Бофора". Биография этого художника издана Дж. Ноулесом (Knowles) в 1831 г. (Лондон).
5) Иоанн Генрих Ф. (1745?1832), историк и литератор, сын Иоганна Рудольфа Ф., упомянутого выше. Главные из его многочисленных сочинений: "Johann Waldmann, Ritter, Burgermister der Stadt Z u rich" (Цюрих, 1780); "Allgemeine Blumenlese der Deutschen" (там же, 1772); "Schweizerisches Museum" (там же, 1783?90); "Neues schweizerisches Museum" (продолжение предыдущего издания, 1793?96); "Ueber das Leben und die Werke Raphael Sanzios" (там же, 1815); "S a mtliche Schriften des armen Mannes in Tockenburg" (там же, 1789?92) и окончание начатого отцом этого писателя "Всеобщего словаря художников" (1806?24).