Значение слова НИХОНГА в Энциклопедии Япония от А до Я

НИХОНГА

Словом "нихонга" (японская живопись) в Японии называют всю национальную живопись в целом - с начала ее развития в эпоху Хэйан (794–1185) и до сегодняшнего дня, в отличие от иностранных произведений и произведений японских мастеров, работающих в западной манере. Во второй половине XIX в., когда японские художники активно начали перенимать опыт западного изобразительного искусства, значительное место в их творчестве заняла живопись маслом, которая получила название "ёга" (западная живопись). За традиционным направлением осталось наименование "нихонга". Мастера нихонга продолжали использовать традиционные темы, техники и материалы - шелк, бумагу, тушь, клеевые водорастворимые краски с растительными, минеральными и некоторыми другими пигментами. Однако нихонга не состоялась бы как крупное, выдающееся явление в мировом искусстве ХХ в., если бы ее представители лишь упорно культивировали старые формы и образцы. История нихонга представляет блестящий пример творческой интерпретации художественного наследия и модернизации устаревших тенденций. Поиски путей обновления традиционной живописной системы начались еще в XVIII в., когда целый ряд мастеров обратился к изобразительным приемам западного искусства, пользуясь всеми доступными источниками - картинами, иллюстрированными книгами по разным областям знаний, гравюрами. Особенно тесными были контакты с Голландией. Живопись в западной манере стали называть "ранга" (голландская живопись). Наиболее известен среди мастеров ранга Сиба Кокан (1738–1818), начинавший работать как живописец в манере Укиё-э , затем чрезвычайно увлекшийся реалистическим методом и передачей фактологической достоверности. Для будущей нихонга особенно значимым явилось творчество Маруяма Окё (1733–1795), одного из основателей школы Маруяма-Сидзё. Он пытался соединить западный натурализм с национальными традициями. Большая заслуга его как реформатора в том, что он сумел в своем творчестве показать возможность гармоничного соединения западного реалистического и национального декоративного начал. Эта особенность станет одной из наиболее характерных черт нихонга. С середины 50-х гг. XIX в. в кругах передовой японской интеллигенции сложилось мнение, что возможности национального традиционного искусства абсолютно не соответствуют духовным потребностям и интересам общества в новое время. Правительство Мэйдзи стало поощрять мастеров ёга, в то время как традиционные художники, в первую очередь представители ранее привилегированных школ Кано и Тоса, потеряли государственную поддержку. Ведущие мастера школ Тоса, Кано, Маруяма-Сидзё и некоторых других, объединившись с известными коллекционерами, знатоками искусства, учеными, антикварами, создали Дзёунся (Общество, подобное облаку). Участникам этого разнородного общества не удалось выработать каких-либо конкретных принципов нового видения развития живописи, но их усилиями в 1880 г. в Киото была открыта первая японская живописная школа, где преподавали и нихонга, и ёга. Позднее была создана отдельная школа нихонга, на базе которой основан нынешний Киотоский муниципальный университет искусств. Дзёунся просуществовало почти двадцать лет, а в 1896 г. было реорганизовано в Косо Кёкай (Ассоциация живописи), которая стала чисто профессиональным объединением художников нихонга. К этому времени в Киото уже появились видные мастера этого направления. Безусловным лидером среди них являлся Такэути Сэйхо (1864–1942). Тяготение к реалистическим приемам уживалось в нем с интересом к национальному наследию. Так, он прекрасно владел техникой тушевой живописи и продолжал оставаться на позициях японского мировосприятия и ощущения пространства. Выдающийся талант Такэути Сэйхо совместно с деятельностью еще двух видных мастеров - Кикути Хомон (1868–1918) и Ямамото Сюнкё (1871–1933) - во многом определили направленность нихонга Киото и повлияли на молодое поколение художников. Последующую блестящую плеяду представителей нихонга Киото составили такие художники, как Кикути Кэйгэцу (1879–1955), Нисияма Суйсё (1879–1958), Уэмура Сёэн (1875–1949), Хасимото Кансэцу (1883–1944), Нисимура Гоун (1877–1958), Цутида Бакусэн (1887–1936), Мураками Кагаку (1888–1939), Домото Инсё (1891–1975), Фукуда Хэйхатиро (1892–1972). Каждый из этих мастеров внес свой неповторимый вклад в общую палитру нихонга. В Токио развитие новой живописи имело свои отличия. С целью сохранения и возрождения старых живописных школ эпохи Эдо (1600–1868) в 1879 г. здесь было организовано Рютикай (Общество Драконового пруда), в 1887 г. преобразованное в Японскую ассоциацию искусства. Члены этого объединения вплоть до начала ХХ в. пользовались покровительством императорского двора. Однако их консервативное топтание на месте резко контрастировало с успешными достижениями прогрессивно настроенных художников, и хотя это объединение продержалось до начала второй мировой войны, оно уже не играло сколь-нибудь заметной роли в общем живописном процессе. Чуть позднее, в 1884 г., появилась еще одна группа энтузиастов, имевшая те же намерения - вдохнуть новую жизнь в старые эстетические ценности. Кангакай (Общество поощрения живописи) не ограничилось только изучением и сохранением старых живописных традиций, но стало фактически одним из наиболее влиятельных идеологических авторитетов в современной эстетике, четко определившим направленность развития нихонга. Как ни странно, инициатором учреждения Кангакай был американский преподаватель философии Эрнест Феноллоса (1853–1908). Он приехал в 1878 г. преподавать в Токийском университете и довольно быстро увлекся японской живописью. Искренне восхищаясь монохромной живописью XV–XVI вв., он прикладывал немало усилий для восстановления былого престижа старых живописных канонов. Решающим фактором для Кангакай и будущего нихонга стало сотрудничество в нем Окакура Тэнсин (1862–1913), известного также как Окакура Какудзо, видного художественного критика, писателя, активного сторонника сохранения корневых основ традиционной культуры. Он выступил в роли главного теоретика и вдохновителя новой концепции. В 1887 г. Министерство образования при поддержке лидеров Кангакай открыло Токийскую школу изящных искусств, в которой все они стали преподавателями на отделении нихонга. Особенно большое значение в качестве наставника молодых живописцев имел Тэнсин. Уже из первых его учеников вышли такие крупные мастера нихонга, как Ёкояма Тайкан (1868–1958), Хисида Сюнсо (1874–1911) и Симамура Кандзан (1878–1930). В 1898 г. Тэнсин со своими единомышленниками и учениками организовал независимый Токийский институт искусств, выставки которого получили название "Интэн". Идеи Тэнсина и деятельность его последователей еще долгое время, вплоть до 30-х гг. XX в., оказывали влияние на развитие нихонга. Ко второму поколению группы Тэнсина принадлежат Имамура Сико (1880–1911), Ясуда Юкихико (1884–1978), Кобаяси Кокэй (1883–1957), Маэда Сэйсон (1885–1936), Томита Кэйсэн (1879–1936) и другие. Почти все эти художники интерпретировали стиль ямато-э, отдавая явное предпочтение ярким цветовым сочетаниям, выразительности линий и форм. Отдельное течение в нихонга представляют последователи школы бундзинга (живопись образованных людей), или Нанга (южная живопись). Самым ярким представителем этого стиля был Томиока Тэссай (1836–1924). Период с 1920 г. до середины 1930-х гг. оказался очень интересным этапом в развитии нихонга: художники почувствовали настоящую свободу в реализации своей индивидуальности. Возможности для этого были почти безграничны - от самых древних национальных живописных традиций до новейших западных течений. Стали разрабатываться новые темы, например жанровые сцены из современной жизни, значительно увеличилось число портретов реальных людей, расширился диапазон технических приемов. Военное десятилетие (1935–1945) стало для художников, по выражению критика Судзуки Осаму, столкновением с пустым пространством, которое они не в состоянии были заполнить. Наиболее талантливые и материально обеспеченные мастера, такие как, например, Маэда Сэйсон и Кавабата Рюси (1885–1966), оставались независимыми, не откликаясь на попытки властей привлечь их в официальную выставочную деятельность. Часть художников продолжала работать в прежнем своем русле, хотя ситуация в стране накладывала отпечаток на всех. Немногие художники, хотя среди них были и известные мастера, брались за военную тематику. К концу второй мировой войны у художников, как в нихонга, так и в ёга, на первый план выступали темы печали, скорби, сожаления о разрушениях и несчастьях войны. Наиболее знаменитыми в этой области стали произведения художника Маруки Ири (1901–1995), особенно выполненная совместно с женой серия работ, посвященная атомной бомбардировке Хиросимы. После окончания войны официальные круги надеялись восстановить прежние критерии "традиционной красоты", поощрявшиеся ими в довоенном изобразительном искусстве. В нихонга четко определились три линии, представленные художниками старшего поколения, среднего и молодого. Эти линии сближались, отдалялись, переплетались и каждая по-своему отражали особенности художественного процесса в первые послевоенные десятилетия. В творчестве таких выдающихся мастеров нихонга, как Ёкояма Тайкан, Ясуда Юкихико, Кобаяси Кокэй, появились оттенки консервативного эстетизма; другие мэтры - Маэда Сэйсон, Кавабата Рюси - продолжали работать, по-прежнему ориентируясь на старые культурные традиции. Художники среднего поколения - Ито Синсуй (1898–1972), Хасимото Мэйдзи (1904–1991), Ямагути Хосюн (1893–1971) и другие - воплощали идеалы нихонга в традиционно выдержанных стилевых направлениях. Были среди этой группы и более радикально настроенные в сторону стилизации и обобщенности живописцы, например Хигасияма Кайи (р. 1908) или Такаяма Тацуо (р. 1912). Самые молодые представители нихонга считали, что старые формы и техники не дают возможности передавать реалии современной жизни. Появившиеся вскоре отдельные молодежные объединения стали средоточием новаторских разработок и экспериментов, которые затем представлялись на суд зрителей. Эти небольшие группы во многом способствовали обновлению нихонга. Хотя в последние десятилетия нихонга и стала менее активной в плане творческой эволюции, ее позиции как серьезного, интересного явления в современном искусстве были признаны во всем мире. Важно и то, что классические традиции, которые всегда составляли глубинную суть нихонга, теперь стали привлекать внимание художников ёга и западных авангардистов. Как показывают выставки последних лет, нихонга во многом переплелась с ёга. У них стало больше общего, чем различий - в сюжетах, стилях, общеэстетических целях. Термин "нихонга" стал фактически формальным обозначением современных произведений, выполненных с использованием современных материалов и техник.

Япония от А до Я, энциклопедия.