УСТНАЯ ЛИТ-РА. — Богатство и своеобразие устной лит-ры казаков сравнительно давно привлекли к ней внимание ученых. В разработке казакского фольклора принимало участие много исследователей из среды самих казаков и, чаще, других национальностей: Чокан Валиханов, Диваев, Байтурсунов, Шонанов, Кеменгеров, а также: Радлов, Мелиоранский, Ильминский, Лютш, Катаринский, Деревицкий, Юдахин и др. Из новых изданий, следует отметить журнал «?ana edebijat» (русск. «Жанга эдебият» — «Новая лит-ра») и др. Все исследователи отмечают у казаков культ слова: уменье говорить и дар импровизации. Сказители и «краснобаи» («шешены») находились, естественно, в материальной зависимости от баев, и это, по наблюдениям В. В. Радлова, отражалось на их репертуаре; но, по замечанию того же ученого, при всяком удобном случае певцы, учитывая социальный состав аудитории, непрочь были направить на своих «покровителей» стрелы ядовитой сатиры. По мнению В. В. Радлова, лит-ый фольклор казаков характеризуется преобладанием лирических жанров. В песнях и сказках великолепно отражается казакский быт: проводы невесты и вообще свадебный ритуал (свадебные песни принимают иногда характер состязаний между певцами), причитания по покойникам, шаманские заклинания, к-рые были развиты у казаков (лишь внешне усвоивших ислам) и находились в руках так наз. «баксы». Фольклор казаков интересен в социальном отношении (ср. версии о делении народа на «черную кость» и «белую кость», якобы потомков Чингиз-хана, а также указания на формы скотоводства и народного хозяйства); кроме того он дает интересный материал, параллельный фольклору других народов. Так, в казакском фольклоре отмечены рассказы из цикла преданий о Соломоне, из «1001 ночи», легенды об Александре Македонском и даже версия о Полифеме и циклопах, поразительно совпадающая с греческой. Более старыми представляются влияния монгольское (сказание о Чингизе, с которым казаки пытаются связать себя в генеалогическом смысле) и ногайское (предания об Едигее, Шорабатыре и др.). ПИСЬМЕННАЯ ЛИТ-РА. — Казакская письменная лит-ра возникает под непосредственным влиянием ислама. Ислам был принят казаками в тот период, когда они жили еще отдельными родами, управляемые родовыми ханами и феодалами, которые систематически организовывали с целью грабежа набеги на своих соседей. После принятия ислама эти же набеги проходили под знаком религии. Казакские ханы и феодалы являются первыми проводниками ислама среди казаков. Вся литература, возникшая в этот
19 период, отражает и воспевает интересы феодалов и ханства и идеи ислама. Значительная часть К. л. этого периода — переводы с татарского и арабского. Яз. этой лит-ры был не чисто казакский, на нем сказалось большое влияние татарского и арабского яз. После завоевания казакских степей царской властью постепенно разрушается старый феодально-родовой строй. Казакские ханы и родовые феодалы постепенно теряют былое господство. Главным хозяином казакских степей становится русский царь со своими ставленниками. Начинается колонизация и заселение казакских земель; в казакских районах строятся военные крепости и русские города. Казаки вытесняются с лучшей земли в степи, насаждается новая система управления. Возмущение политикой царской власти с каждым годом усиливается среди казаков и в 60-х — 80-х гг. XIX в. выливается в открытые восстания. Во главе движения поспешили встать потомки ханов и родовые феодалы, стремившиеся к восстановлению своего господства. Полоса этих восстаний в период распада казакского феодализма и ханства получила отражение и в К. л. Основные мотивы К. л. этого периода — пессимизм, неверие в будущность казакского народа, идеализация старого быта и старых традиций, проклятия «угнетателям-русским». Наиболее характерными поэтами этого периода можно считать Шортанбая, Нармамбета Исатая, Мурата, Шанкерей Букеева, Абубакир Молда и других. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века зарождается казакская буржуазная лит-ра. Этот период совпадает с усиленным проникновением в казакские степи торгового капитала, с выходом на общественную арену молодой казакской буржуазии и ее идеолога — казакской националистической интеллигенции. Родоначальником казакской буржуазной литературы считается Абай Кунанбаев. Продолжателями его дела выступают Байтурсунов, Дулатов, Худайбергенов, Карашев Омар. За ними идут поэты из тогдашней молодежи: Магжан Джумабаев, Сабит Донентаев, Маметов Ахмет, Утетлуев, Торайгыров, Султан-Махмуд, Скребаев, Майлин Бейымбет, Сейфуллин Сакен и др. Все эти писатели до революции являлись представителями в общем одного направления. Основными мотивами их творчества были индивидуализм, национализм и панисламизм. Писали они преимущественно стихи, по большей части на просветительные и общественно-политические темы, в частности — о казакской забитости, темноте, о царском гнете над казаками, отвлеченно призывали казакский народ к культуре, к объединению, разоблачали и проклинали родовую вражду, идеализировали старые времена и т. д. Характерной чертой всей казакской дореволюционной лит-ры является абсолютное игнорирование и отрицание классовых противоречий в казакском ауле, выпячивание роли «надклассовой», «национальной» интеллигенции,
20 проповедь «единой» цели, «единых» интересов всего казакского народа. Идейными вдохновителями и вождями этой идеологии в дореволюционной лит-ре были Байтурсунов и Дулатов. Возглавляя всю националистическую интеллигенцию, они одновременно идейно возглавляли и К. л. Тогдашние молодые казакские писатели равнялись по ним, подражали им и учились у них. Казакская буржуазная лит-ра наибольшего развития достигает в период времени между Февральской революцией и советизацией Казакстана. Наиболее крупными представителями этой литературы являются из прозаиков — Ауэзов (см.) , Аймаутов, Кеменгеров, из поэтов — Магжан Джумабаев, Торайгыров и Кулеев. В первые годы установления советской власти в Казакстане, в годы организации автономной Казакской республики, известная часть казакской националистической интеллигенции переходит на сторону советов. Но, несмотря на это, по своей идеологии она все же оставалась буржуазной и националистической. Эту идеологию особенно четко и ярко выявила она в лит-ре. Ауэзов в своих наиболее крупных произведениях («Кара-Коз», «Энлик-Кебек») воспевает жизнь казакских легендарных богатырей. Сюжеты всех произведений Ауэзова взяты исключительно из дореволюционной жизни. Героями у него гл. обр. являются или интеллигенты-националисты или легендарные казакские богатыри. Последовательно такую же позицию занимает Ауэзов и в критике. В своей критической статье «Очерки современной К. л.» он доказывает, что господствующим направлением в современной К. л. «должен быть романтизм средних веков. Казакские рыцари типа Акан Серы должны стать героями сегодняшней литературы». Аймаутов занимает несколько своеобразное положение, отражая в лит-ре мелкобуржуазную идеологию. Аймаутова отличает от большинства писателей то, что он пишет гл. обр. на современные темы: все его герои взяты из современной казакской жизни. Его любимые герои — казакский бедняк, середняк и интеллигент из мелкобуржуазной среды, но большей частью он отражает наиболее отсталые, наиболее реакционные взгляды этих социальных групп. Многие его произведения пропитаны крестьянской ограниченностью, национальным шовинизмом, окрашены пессимизмом. Можно отметить его роман «Карткожа», повести «Казыл-Бике», «Елес», «Конекейдын Жазыги», пьесу «Шерниаз», рассказ «Кошпели Кожебай» и т. д. До 1925 Аймаутов занимался также критикой. Но и в этой области он стоял на позиции мелкобуржуазного идеалиста-националиста. В пореволюционной К. л. наиболее активным и ярким идеологом, казакской буржуазии является Магжан Джумабаев. Магжан Джумабаев до 1925 выступает ярым противником советской власти и пишет
21 контрреволюционные стихи против коммунистов и против революции. В первые годы советской власти он проповедует «объединение всего Востока против Запада» («Восток», «Огонь», «Свобода» и др.), но позднее, убедившись в своей беспомощности, ударяется в мистику, пессимизм («Каркыт», «Баян», «Смерть» и др.). В 1927 Джумабаев несколько «меняет вехи», пишет свое известное стихотворение «90», где убеждает казакских читателей, что он теперь за «90», отказываясь от «10» (баев), и т. д. Но и тут у него никакого серьезного перелома не было. Это был просто маневр — своеобразное казакское сменовеховство, как показали последующие произведения Джумабаева («Думы», «Письма» и др.). Первые ростки советской К. л. появились в 1919—1920. Из писателей революционной К. л. можно отметить Сейфуллина, Майлина, Джансугурова, Муканова С., Токмагамбетова А., Калмакана, Сыздыкова, Мусренова, Турманжанова, Малдыбаева и др. До 1925 левое крыло К. л. в основной массе представляло собой попутническую лит-ру. Большинство советских писателей, включая и коммунистов, тогда еще являлись в лит-ре типичными попутчиками. Перелом в К. л. наступает приблизительно с 1925. Именно с этого периода [1925—1926] писатели-коммунисты начинают выявлять свое лицо и в лит-ре, постепенно освобождаясь от групповых националистических и алаш-ордынских влияний (Майлин, Сейфуллин, Джансугуров); в эти же годы в К. л появляются новые писатели из революционной молодежи — Токмагамбетов, Аскар Калмакан, Малдыбаев, Сыздыков и др. Впервые в их произведениях казакский аул получает наиболее полное отражение, впервые в лит-ре правдиво описывается жизнь казакского батрака и бедняка. Классовая борьба в ауле, угнетение бедняка баями, защита интересов казакской бедноты советскими органами становятся главными темами новой К. л. Правда, в новой К. л. все еще преобладают пока крестьянские и попутнические настроения. Большинство ее представителей в основном еще революционные крестьянские писатели, многие казакские писатели только еще в стадии оформления своей пролетарской идеологии. Но тем не менее пролетарская литература за последние годы начинает уже развиваться и делает значительные успехи в смысле охвата тем и показа новых людей, новой жизни казакского рабочего, батрака и крестьянина-бедняка. Нет никакого сомнения в том, что в ближайшем будущем она достигнет еще бо?льших успехов, и не за горами то время, когда пролетарская лит-ра постепенно, но верно завоюет гегемонию и в К. л. Бурный рост казакского пролетариата (Турксиб, Карсакпай, Риддер, Эмба-нефть и т. д.), рост колхозного движения, коренное переустройство хозяйства и быта аула — все это, безусловно, создаст благоприятные условия для более
22 успешного и быстрого развития казакского пролетарского творчества. Из представителей современной попутнической лит-ры можно отметить талантливого драматурга Шанина, из писателей — поэтов Даулетбаева, Салкена, Байзакова, Тайчикова, Малабаева и др. Из писательских организаций в Казакстане пока имеется только Казакская ассоциация пролетарских писателей (КазАПП). Библиография: I. Устная лит-ра: работы Диваева (многочисленные статьи в казанских и туркестанских изданиях); Сказки, былины и пр., собранные А. Диваевым и А. Мельковым; Валиханов Ч., ст. в «Записках русского географического о-ва», т. XXIX; Потанин, ст. в «Живой старине», 1916; «Труды О-ва изучения Киргизского края», вып. III, Оренбург, 1922; Радлов В. В., Образцы литературы тюркских племен, изд. Академии наук, 1927. Библиографические указатели: Харузин, «Этнографическое обозрение», 1891, № 2; Алекторов, «Записки Казанского университета», 1901; Вознесенская Е. А. и Пиотровский А. Б., Материалы для библиографии по антропологии и этнографии Казакстана, Л., 1927. II. Каменгеров, Из истории казакского народа, 1925; Тогжанов Г., Поэзия Магжана и критика Аймаутова, Центриздат, М., 1925; Байтурсунов, Теория словесности, 1926; Тогжанов Г., Вопросы казакской литературы, 1929. Г. Тогжанов