? царь абиссинский (1855?68), восстановитель распавшейся в XVIII в. Эфиопской империи. Род. ок. 1820 г. на З Абиссинии, в области Куара, где его отец Хайлу-Марьям был губернатором; мать его была низкого происхождения. Первоначальное имя его было Каса. Предназначался к духовной карьере и воспитывался в монастыре близ Гондара. Когда во время смут, раздиравших страну, монастырь был разгромлен, Касе удалось спастись. В это время отца его уже не было в живых; родичи его воевали между собой, и Каса также стал предводителем дружины, или, вернее, разбоничьей шайки, нападавшей большей частью на мусульман и на негров-язычников. Вскоре ему удалось сделаться владетелем одного княжества в Куаре. Здесь он проявил и административные способности; о нем заговорили, и мать тогдашнего правителя Амхары Раса-Али, Менен, фактически правившая страной, посоветовала сделать его губернатором Куары. Затем она предложила Касе жениться на ее внучке Тевобеч. Последнее для Касы было выгодно, так как Менен на старости лет вышла за номинального императора Иоанна III; родство с нею приближало к древнему царскому дому. Каса женился церковным браком, который оказался на редкость для абиссинских нравов счастливым; жена имела на Касу сильное влияние и он до самой смерти ее был ей верен, несмотря на свой необузданный нрав. Но для Менен этот брак не принес ничего: Каса, породнившись с нею, не сделался послушным ее вассалом; напротив, оскорбленный военачальником Менен, Каса восстал против нее и даже взял ее в плен. Чтобы освободить мать, Рас-Али дал ему титул деджазмача (генерала). Упоенный победой, Каса рискнул выступить против египетских мусульман, чтобы отвоевать у них Сеннаар, но его нестройные отряды были без труда рассеяны обученными египетскими войсками. Это убедило его в необходимости введения европейского военного строя и укрепило ненависть к исламу. В 1852 г. Рас-Али натравил на Касу своего годжамского вассала годжу, но последний был разбит и убит; в следующем году был разбит и изгнан и сам Рас-Али, и Каса сделался господином Амхары. В 1855 г. был разбит и взят в плен правитель Тигре ? Убие, и его область признала власть Касы. Склонив хитростью на свою сторону митрополита Саламу, недовольного Убие за потворство католикам, Каса был коронован 30 янв. 1855 г. в "цари царей", приняв имя Ф., этого легендарного царя будущего золотого века эфиопских чаяний. Нашлись услужливые начетчики, доказавшие его происхождение от Соломона и даже Авраама и, следовательно, законность. Новый император не остался в долгу у митрополита: он стал на его сторону в вечном споре абиссинских богословов "о рождении и помазании" и объявил крайнее мнение монофизитов господствующим. Под видом религиозной ревности он отправился покорять третью крупную часть Абиссинии ? Шоа, имевшую своих царей и державшуюся умеренного монофизитства. Обладание этой страной было необходимо для полноты императорской власти; религиозные основания сделали возможным объявить поход священным. Царь Шоа, Хайла-Малокот, бежал в монастырь Дабра-Берхан, где и умер; сын его, нынешний император Менелик, изъявил покорность и был взят в заложники. Несколько времени спустя Ф. устроил пародию церковного собора, на котором богословам пришлось уступить царю и митрополиту из страха пред палачом, поставленным у дверей. В первые годы своего царствования Ф. старался оправдать надежды, возлагавшиеся на него измученной страной. Пользуясь советами английского консула Плаудена и ирландца Джона Белля, которого искренно и горячо любил, он принялся за внутренние реформы: хотел упорядочить суд, смягчить нравы, уничтожить рабство и многоженство, насадить ремесла, улучшить пути сообщения. В этих видах он покровительствовал иностранцам, даже миссионерам, которым разрешал проповедывать Евангелие фалашам (см.) и которых старался употреблять и для других целей (особенно для литья пушек, необходимость которых сознавал со времени войны с турками). Но благим намерениям не суждено было осуществиться. Громадное государство трудно было удерживать в повиновении: мятежи не прекращались; походы оставляли мало времени для культурной работы; большое войско требовало денег. Ф. отягощал подданных налогами и даже налагал руку на церковные имущества. Последнее поссорило его с митрополитом, и эта вражда обострялась все больше и больше, духовенство стало на сторону бунтовщиков. Ф. сжег "поповский" Гондар и посадил митрополита в магдальскую тюрьму, где тот скоро умер. Сумасбродство и необузданность ничем уже не сдерживались после того, как Ф. потерял любимую жену (авг. 1858), а затем своих белых друзей ? Плаудена и Белля, погибших от рук мятежников. Разъяренный деспот жестоко расправился с врагами, и с этих пор кровожадность и ужасающее зверство заступили у него место благоразумия. С горя он стал пить и предался разврату; в пьяном виде отдавал самые нелепые и ужасные приказы (напр. сбрасывать в пропасть пленников, предварительно четвертовав их, сжигать с семьями солдат-дезертиров и т. п.), которые потом заставляли его каяться и приводили в отчаяние. Между тем бунты и мятежи расли, а войска таяли от дезертирства и гекатомб самого царя. Ф. должен был все время ходить из области в область, усмиряя бунты; скоро вся страна была охвачена мятежом и только та местность была в повиновении, где он стоял станом. Наконец начались и политические осложнения. Ф. лелеял идею крестового похода против турок, в союзе с Европой. Но о Наполеоне III он узнал, что тот помог султану против "негуса московов"; он заподозрил его в сношениях с египтянами и, благодаря неосторожности французских путешественников ? с мятежниками; а так как Ф. не имел понятия о неприкосновенности дипломатов, то велел заковать в кандалы французского консула Лежана и потом выслал его из страны. Еще хуже были дела с Англией. Ф. написал королеве письмо по поводу той же войны с турками. На письмо не последовало ответа, и это жестоко оскорбило царя. Неосторожное поведение англ. консула Камерона также раздражало Ф., и он посадил и его в кандалы. В то же время бестактные писания различных побывавших в Абиссинии европейцев вооружили его против миссионеров и вообще белых, и он наполнил тюрьмы находившимися в его государстве европейцами. Англия не могла стерпеть оскорбления консула; письма пленников также взывали к отмщению. Сначала англичане обратились к армянскому патриapxy в Иерусалиме, чтобы он снарядил посольство к единоверному Ф. Тот действительно отправил архиепископа Исаака и протоиерея Тимофея, оставивших интересные записки. Пока они ездили, случились новые события. Королева Виктория отправила с письмом к Ф. Рассама (см.). Ф. обещал отпустить узников, но потом раздумал и потребовал за них присылки мастеровых и орудий; наконец он и Рассама заключил в оковы в тюрьму на магдальской скале. Война была неизбежна. В конце 1867 г. прибыло английское войско с Напиром и Меревстером во главе. Ф. заперся в Магдале, выставив самодельные пушки. Его войско было разбито, а сам он, не желая сдаваться, отпустил всех узников и покончил с собой (2 апр. 1868 г.). За ним осталась слава героя, восстановителя империи. История его написана на амхарском языке (до 1860 г.) церковником Занебом (изд. Littmann'oм, в 1903 г.: "The Chronicle of King Th."). См. N oldeke, "Th., Ko nig v. Abess."; Flad, "12 Jahre in Abyssinien"; Тimotheus, "Zwei Jahre in Abyss." и др.; Рубакин, "Грозный негус" (СПб., 1904).
Б. Тураев.