Значение ФЕОДОР СМОЛЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ФЕОДОР СМОЛЕНСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феодор Ростиславич Черный (+ 1299 ), князь Смоленский и Ярославский , святой благоверный .

Память 5 марта (перенес. мощей), 19 сентября .

Родился около 1237 - 1239 , сын смоленского князя Ростислава Мстиславича . Он был воспитан в страхе Божием, чуждался распрей и ссор, хотя отличался мужеством и знанием ратного дела.

В 1260 году князь женился на дочери последнего князя ярославского, св. Василия Всеволодовича , Марии, единственной наследнице княжества Ярославского .

Неудовольствия с братьями, которые дали ему из всего княжества Смоленского один небольшой городок Можайск , заставили его жить в Ярославле , где теща его, княгиня Ксения, не хотела уступить ему власти. Князь Феодор, вместе с другими князьями, ходил на поклон в Орду и по воле хана Менгу-Темира предпринимал поход против яссов или алан, которые жили близ Кавказа и не хотели платить дани татарам. Возвратившись оттуда с богатой добычей, Феодор обратил на себя особенное внимание хана и жены его; последняя предложила ему руку своей дочери. Феодор не побоялся отвечать, что у него есть супруга и он, как христианин, не может иметь другой.

Между тем княгиня Ксения, по возвращении его в отечество, не впустила его в Ярославль, объявив, что там есть уже законный князь, сын его и Марии — малолетний Михаил . Даже посредничество ордынского посла не могло победить упрямства княгини.

Вскоре Феодор овдовел [1] и получил Смоленское княжество после умерших братьев. Тогда он снова отправился в Орду , где принят был с прежней благосклонностью. Дочь Менгу-Темира крестилась, с именем Анны, и вступила в брак с Феодором; хан назначил города на содержание дочери и зятя. С дозволения тестя, благочестивый князь поставил несколько храмов в улусах Орды.

В 1290 году, когда сын его от первого брака умер, Феодор отправился в Ярославль с супругой и с двумя сыновьями, Давидом и Константином , родившимися в Орде. Жители Ярославля не хотели принять их, но Феодор с смоленской дружиной принудил их к покорности. Феодор расширил г. Ярославль, обвел его земляным валом, построил в нем несколько храмов и великолепно украсил их. Жена его построила храм Архангела Михаила, на берегу реки Которости.

Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича , поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей , на другой - святой Михаил Тверской (+ 1318) и святой Даниил Московский (+ 1303). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей ( 1296 г.) епископ Симеон Владимирский и епископ Измаил Сарайский сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.

Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной - Смоленском , хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось. Вскоре после того похода святой князь-воин занемог.

18 сентября 1299 года, чувствуя приближение смерти, святой князь принял схиму. Трогательно испросив прощения у множества собравшихся ярославцев, он мирно почил о Господе 19 сентября 1299 года [2] .

5 марта 1463 г. спасский архимандрит Христофор обрел нетленные мощи трех святых князей — Феодора и сыновей его ( Давида и Константина ), перенес их в храм и положил в одном гробе. Ныне они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля .

Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии.

Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали "калики перехожие". В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов [3] .

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1565.htm

[1] По другим сведениям, его супруга умерла еще до его возвращения из Орды.

[2] По Брокгаузу - в 1298.

[3] Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный. - "Богословские труды", сб. XI, М., 1973„ с. 55 - 77

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.