Значение ФЕОДОР III РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ФЕОДОР III РОСТОВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феодор III (+ 1394 / 1395 ), архиепископ Ростовский , святитель [1] .

Память 28 ноября в день преставления, 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых , 6 июля в Соборе Радонежских святых .

В миру Иоанн, был младшим сыном Стефана, старшего брата преподобного Сергия Радонежского , занимавшего важный пост при дворе князя Андрея Радонежского , младшего сына Ивана Калиты , и отличившегося ратными подвигами. Но его жена, Анна, рано умерла, оставив ему двоих сыновей — Климента и Иоанна. Тогда он принял монашество в Хотьковом монастыре . Некоторое время он подвизался вместе со своим братом, будущим преподобным Сергием, но затем перешел в Московский Богоявленский монастырь , сблизился с будущим святителем Алексием , тогда еще рядовым иноком, и стал духовником великого князя Симеона Гордого .

Иоанн, находился почти всегда при отце. Семи лет Иоанн начал учиться грамоте, а когда ему минуло двенадцать, отец привел его в Радонежскую пустынь и, придя прямо в церковь, передал его в руки преподобного игумена , его дяди, который, невзирая на его юность, немедленно постриг его – 20 апреля, в день преподобного Феодора Трихины , почему и назвал его Феодором.

Братия дивилась любви юного инока к молитве, его кротости и молчаливости. Самое же замечательное в нем было то, что он ни одного помысла не скрывал от преподобного Сергия, но открывал их ему и днем и ночью. Здесь же святой Феодор учился иконописи. В зрелом возрасте он был посвящен в иерейский сан и продолжал восходить духовно от силы в силу. Раз, когда преподобный Сергий совершал с ним и отцом его Божественную литургию , некоторые иноки видели сослужавшего им ангела. Однажды на молитве он услышал голос «Феодор, иди в пустыню, ты устроишь там обитель, соберешь в нее многих иноков, мужей желаний духовных, и получишь великую награду на небесах!» С тех пор возгорелось в сердце его желание основать обитель.

Много времени спустя преподобный Сергий сказал ему: «Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте, но если хочешь теперь начать задуманное тобой дело, то да помогут тебе Господь и Пресвятая Богородица!» В 1370 году, на берегу Москвы-реки в месте называемом Симоново , по благославлению преподобного Сергия и святителя Алексия , Феодор построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы . Когда туда стало стекаться всё больше людей, Феодор удалился в более уединенное место, в пяти верстах от Москвы , и назвал его Новым Симоновом . В 1379 году он заложил здесь храм, основав обитель в честь Успения Божией Матери где ввёл строгое общежитие. Из этой обители вышли знаменитые подвижники Кирилл и Ферапонт Белозерские . А в Старом Симонове была устроена усыпальница для братии, и там были погребены схимонахи Александр и Андрей (в иночестве Пересвет и Ослябя), герои Куликовской битвы .

Своей добродетельной жизнью и подвижничеством Феодор обрёл известность в Москве. По выражению летописи, святой сиял добродетелями, премудростью и рассудительным смыслом, и при том привлекательной наружностью, высоким ростом и красотой. Феодор был также искусным иконописцем, писал иконы как для своей обители так и для московских храмов, включая и образ преподобного Сергия Радонежского.

Святитель Алексий Московский возвёл его в сан игумена , а благоверный князь Димитрий Донской избрал своим духовником и часто давал ему важные поручения. В 1381 году Феодор крестил у великого князя сына Андрея. После кончины митрополита Алексия в 1378 году, когда поднялся вопрос о его преемнике, святой Феодор трижды отправлялся великим князем в важные миссии. Так, в 1381 году он был в Киеве , чтобы пригласить на Московскую кафедру святителя Киприана . Затем он дважды посещал Константинополь - в 1383 году, при патриархе Ниле , и в 1388 - 1389 годах, при Антонии IV .

В первую свою поездку, в 1384 году, святой Феодор получил от патриарха Нила сан архимандрита , а Симонов монастырь был сделан патриаршим, ставропигиальным . Во второй приезд, в 1389 году, он был поставлен на Ростовскую кафедру и, первым из Ростовских архиереев, повящён в сан архиепископа . Он смог занять ее только в 1390 году, когда наконец вопрос о престолонаследии был разрешён и на Московской митрополичьей кафедре утвердился святитель Киприан.

Ростовская паства полюбила своего нового святителя, особенно полюбило его княжеское семейство, которым он стал духовно руководить. Княжича Иоанна, больного глазами, он послал к мощам святителя Леонтия , особенно чтимого им, и княжич получил исцеление. Вторичное исцеление княжич Иоанн, наученный святителем всегда прибегать к помощи святого Леонтия, получил уже по кончине святителя Феодора. В течение непродолжительного управления епархией святой успел основать в Ростове женский Рождество-Богородицкий монастырь и написал для этой обители икону Богородицы .

28 ноября 1394 года [2] он мирно скончался.

Почитание

Мощи святителя упокоились в Успенском соборе города Ростова. Местное почитание святителя началось сразу же после смерти. Общецерковно прославленный в XV веке, святитель упоминался в месяцесловах тех лет рядом со святыми Петром и Алексием , митрополитами Московскими.

Однако, общецерковное почитание его было по неизвестным причинам прервано в XIX веке, осталось лишь местное. В Ростовском Успенском соборе в день его памяти стали петься панихиды . Протоиереи собора неоднократно обращались о возобновлении общецерковной памяти, причем в обосновании использовали печатные научные работы В.О. Ключевского и Е.Е. Голубинского . Наконец, общецерковное почитание было возобновлено 27-28 ноября 1912 года. Первое торжество прославления святителя Феодора после забвения было совершено в Ростовском Успенском соборе святителем архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (Белавиным) и епископом Угличским Иосифом (Петровых) .

Иконография двух Ростовских святителй по имени Феодор - епископа Феодора I , основавшего Ростовскую кафедру в 990 - 992 году, и архиепископа Феодора, – отличается написанием бороды.

Молитвы

Тропарь, глас 4

От юности твоея добре воспитався трудами, воздержанием, постом и молитвами, чисту и непорочну сотворил еси душу твою, сего ради на престол святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верные сердца зарями чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре, и ныне моли Христа Бога да спасет души наша.

Ин тропарь, глас 5

От юности, премудре, прилежно подвизався, и извещением Святаго Духа превеликую обитель воздвиже Пресвятой Богородице в похвалу Рождества Ея, струями же слез твоих безплотныя враги погрузил еси, и, жития твоего целомудрие со ангельскими лики совокупился, преподобне отче Феодоре, с ними же Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

В молитвах Господеви предстоя, якоже крепкий адамант во утвари, по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами, ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився, но, яко имея дерзновение к рождшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему, Егоже моли непрестанно о всех нас.

Использованные материалы

Meyendorff, John, Byzantium and the Rise of Russia , Crestwood, NY, St. Vladimir's Seminary Press, 1989, passim.

Страница сайта Ярославской епархии:

http://yareparhia.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=337

«Святитель Феодор, архиепископ Ростовский (+ 1395)», Таисия, монахиня, Русские Святые , Санкт-Петербург, Изд-во «Азбука-классика», 2001:

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=24833

Страницы сайта Русские святые :

http://www.saints.ru/f/g/11-Feodor-Rostovskii.html

http://www.saints.ru/f/11-Feodor-Rostovskii.html

Страницы портала Православие.ру :

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6882.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life3243.htm

Вахрина, В. И., «Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи», Материалы конференции «История и культура Ростовской земли» 2002 г. , Ростов, 2003:

http://www.rostmuseum.ru/publication/historyCulture/2002/vah...html

Страница проекта Русский биографический словарь :

http://www.rulex.ru/01210249.htm

[1] Также упоминается как преподобный - см. житие Ферапонта Можайского c портала "Русские святые", http://saints.ru/f/9inprpFeropontMozhaiskii.html.

[2] Иные источники указывают 1395 год.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.