Значение слова БУХАРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое БУХАРЕВ

(Александр Матвеевич, в монашестве Феодор) — духовный писатель; род. в 1824 г. в Тверской епархии; учился в тверской семинарии и в московской духовной академии, где кончил курс в 1846 г. и был оставлен при академии бакалавром по кафедре Священного Писания. Незадолго перед окончанием курса Б. принял монашество. Побуждением к этому были, главным образом, его болезненность и сосредоточенность в себе. Как профессор, Феодор читал свои лекции с большим огнем и воодушевлением; не менее выделялись они и по своему содержанию; излагая содержание какой-нибудь священной книги, лектор старался выяснить сущность воззрений и личные особенности каждого священного писателя. Это можно видеть и из составленной по лекциям книги его: "Несколько статей об апостоле Павле" (СПб., 1861), где он изобразил, как апостол Павел содействовал отрешению христианства от ветхозаветной обрядности и как учил устраивать современную ему жизнь по духу учения Христова. И сам Феодор считал себя как бы призванным к тому, чтобы ставить христианство в живое отношение к современности, чтобы проводить в сознание современников убеждение, что христианство пришло не губить, а спасать грешный мир от всех бедствий, особенно же от греха и его последствий. Едва ли не он первый в начале шестидесятых годов выступил в печати со смелым в то время вопросом о примирении христианства с современностью; свои взгляды по этому вопросу он изложил в сочинении: "О православии в отношении к современности" (СПб., 1860), навлекшем на него много неприятностей. Еще больше неприятностей доставили ему в свое время его "Три письма к H. В. Гоголю, писанные в 1848 г." (СПб., 1861). Известно, что знаменитая "Переписка с друзьями" поставила Гоголя в невыразимо тяжелое нравственное положение: оставленный светскими писателями и друзьями, не признанный и заправителями духовной жизни и науки, он стал одиноким среди двух противоположных лагерей. Феодор решил явиться к нему на помощь и с этой целью представил в рукописи названное сочинение московскому митрополиту Филарету, без разрешения которого никто из подведомственного ему духовенства не мог ничего печатать. Митрополит выразил свое неудовольствие по поводу такого предмета занятий профессора Священного Писания. Феодор тем не менее списался с Гоголем и с этого времени познакомился с ним. После этого у Феодора из-за лекций выходили неудовольствия с начальством, так что он, уже в сане архимандрита, был в конце 1854 г. переведен в казанскую академию на кафедру догматического богословия. В казанской академии Феодор был также инспектором, но недолго прослужил там. По учреждении особого комитета духовной цензуры, Феодор был назначен членом этого комитета и переведен в Петербург. Здесь-то собственно и разыгралась вся драма его жизни. По обязанности цензора ему пришлось читать "Домашнюю Беседу". Мрачное изуверство пресловутого редактора "Беседы" Аскоченского, с каким-то беспощадным злорадством клеймившего все мирское, не могло не встретить отпора в лице Феодора с его идеально-христианскими воззрениями на жизнь. Сначала он стал поправлять статьи "Домашней Беседы"; но получив за это выговор от непосредственного своего начальства, перестал это делать и пропускал статьи без поправок, или же совсем запрещал их. Эти запрещения вооружили против него редактора "Беседы". Последний подал в конференцию петербургской духовной академии протест на своего цензора — протест, до того неприличный и оскорбительный, что академия послала Феодору копию с протеста, предоставляя ему вчинить иск за оскорбление чести. Феодор не прибегнул к подобного рода оружию. Года через два после этого появились в "Домашней Беседе" критические статьи по поводу сочинения Феодора: "О православии в отношении к современности" — статьи, подобные протесту, неприличные по тону и оскорбительные по сарказмам и брани; в них Феодор объявлялся самым зловредным и погибшим еретиком. Хотя статьи эти должны были пройти цензуру Феодора, но он не решился наложить на них запрещение, а ограничился только тем, что напечатал в "Сыне Отечества" ответ на них, надеясь, что этим путем его взгляд на отношение христианства к современной жизни лучше уяснится и привлечет внимание благомыслящих людей. Редактор "Домашней Беседы" не прекратил своих преследований; он объявил в своем журнале, что Феодор печатает свое толкование на Апокалипсис. Это обстоятельство решило участь Феодора. Необходимо сказать, что в своих объяснениях на Апокалипсис Феодор излагал основные свои воззрения; сочинение это Б. считал главной задачей своей жизни и до самой смерти не переставал над ним работать. Вслед за объявлением "Домашней Беседы" рукопись Феодора об Апокалипсисе была по требованию начальства взята из типографии и отдана для нового просмотра, а сам Феодор был уволен (1862) в Переяславль, в Никитский монастырь, в число братии, согласно прежнему его прошению, которое он подавал еще в 1859 или в 1860 г. Пока шло дело об Апокалипсисе, Феодор оставался в монастыре; но когда последовало решительное запрещение рукописи, он немедленно подал прошение о снятии сана. Летом 1863 г. Феодор снял с себя монашество, причем, конечно, лишился всех прав, приобретенных им по службе и своему академическому образованию. Вскоре после этого Б. женился и относительно безбедно прожил почти 8 лет отчасти в Твери, отчасти в Ростове, а к концу жизни — в Переяславле, без устали работая над своими сочинениями и получая вспомоществования от некоторых друзей, оставшихся ему верными и после снятия сана. Помощь эта была, впрочем, очень невелика. Один только раз она достигла сколько-нибудь значительных размеров, — то были сто рублей, присланные ему от московского митрополита Филарета. Б. † 2 апреля 1871 г.Кроме названных сочинений, Б., еще в бытность свою профессором в Москве, напечатал несколько статей в "Прибавлениях к творениям св. отцов" и отдельно издал с именем архимандрита Феодора следующие труды: "О картине Иванова "Явление Христа народу"" (СПб., 1859); "О Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа" (СПб., 1861); "Изъяснение 1-й главы книги Бытия и о миротворении" (СПб., 1862); "Приемы знания и беспристрастие в критическом деле редактора "Домашней Беседы" В. Аскоченского" (СПб., 1862); "О миротворении" (СПб., 1864); "О принципах, или началах, в делах житейских и гражданских" (СПб.). Со светским же именем А. Бухарева изданы: "Исследования о достоинстве, целости и происхождении 3-й книги Ездры" (М., 1864); "Св. Иов многострадальный" (М., 1864); "Св. пророк Даниил, — пророк Иеремия, — пророк Иезекииль, — пророк Исаия" (М., 1864); "О подлинности и целости священных книг пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила" (М., 1864); "Письмо о благодати св. таинств церкви Православно-кафолической" (М., 1864); "Печаль и радость по Слову Божию. Очерки священных книг: Плача Иеремии и Песни Песней, с прибавлением соображений об Апокалипсисе и о 3-й книге Ездры" (М., 1865); "О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно Русской" (М., 1865); "О подлинности апостольских посланий" (М., 1866); "Моя апология по поводу критических статей и отзывов о книге "О современных духовных потребностях"" (Москва, 1866); "Об успокоении усопших и о духовном здравии живых" (М., 1866).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.