? в особенности свиная голова и колбасы ? составляет необходимую принадлежность Васильева вечера и рождественских святок не только у русских, но и болгар, сербов, румын, в Сицилии, Англии, Германии, в скандинавских землях и на Кавказе. А. Н. Веселовский находит, что славянская и румынская обрядовая свинина отвечает жертвоприношению свиньи в римском обиходе сатурналий; но, судя по широкому распространению обрядной свинины, можно думать, что источник обычая кроется в арийской древности, религиозно-мифических воззрениях первобытных ариев, а затем он сохранен и развит индоевропейскими народами вполне самостоятельно. Обычное у русских исследователей мифологического направления (Афанасьев, О. Миллер) толкование обрядной свиньи, как символа Солнца вообще, представляется вероятным. Обрядовое употребление свинины так долго удержалось потому, что свинина служила пищей, приятной для людей, а след., и для созданных по их подобию языческих богов. Поводом к символизации Солнца в образе свиньи послужили длинные и острые щетины этого животного, сближенные с солнечными лучами. В сказках под образом свинка-золотая щетинка скрывается Солнце. У скандинавов Фрейр, бог весеннего Солнца, мчится на вепре Гуллинбурсте. С распространением христианства свинья, как солнечный символ, получила демоническую окраску, и на свиньях стали разъезжать черти; в житиях святых в Патерике печерском и др. многократно говорится, что тот или другой "старец виде беса седяща на свинье".
Н. Сумцов.