или Островратная ? в Вильне, почитаемая католиками наравне с Ченстоховской: написана на двух дубовых досках, украшена массой разных металлических подвесок; изображает Богородицу в момент Благовещения; по сторонам иконы золоченые статуи Иоакима и Анны. Первоначально икона находилась в Корсуни (Херсонесе Таврическом) и называлась Корсунскою и Благовещенскою. Во второй половине XIV в. ее вывез оттуда Ольгерд Гедиминович, а его жена поместила ее в виленском Троицком м-ре, находившемся на "остром" (возвышенном) или русском конце города; Великий князь литовский Александр построил на русском конце башню с проезжими воротами, которые стали называться "острыми". Построенная на них часовня получила название островратной, а за ней и икона, помещенная в часовне. Впоследствии книжное слово "врата" заменилось местным "брама", и икона Богоматери стала называться "Остробрамской". Будучи принадлежностью Троицкого м-ря, она до конца XVI в. была предметом особого почитания православного населения Вильны. В 1609 г., с переходом монастыря в руки униатов, икона стала принадлежностью последних, до 1671 г., когда она перешла к монахам-кармелитам. В конце XVIII в. постановлено было обнажать головы, во всякую погоду, при проезде или проходе через острые врата. О. икона долго была предметом спора между католиками и православными и вызвала ряд статей на русском и польском языках. Подробное историческое описание ее составлено в 1883 г. Никол. Соколовым.
В. Р?в.