Значение БАХЧИСАРАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо

БАХЧИСАРАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Бахчисарайская икона Божией Матери , называемая также Панагия (Всесвятая) , Мариупольская , Крымская .

Празднование 15 августа в день обретения и Успения Пресвятой Богородицы .

Описание

Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон , что ставит её в ряд древних византийских икон. По мнению Д. В. Айналова, была написана в XI веке, Н. П. Кондакова – в XIV веке. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Богомладенцем на левой руке, размером ок. 89 х 52 см. Следуя предположению А. Л. Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумельским образом Одигитрии , Кондаков усмотрел композиционное сходство Бахчисарайской иконы с изображением Богоматери из церкви Санта-Мария Маджоре в Риме и предположил влияние Сумельского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии — Аксайской и Зимненской .

История

Согласно преданию, Бахчисарайская икона явилась в Крыму близ Бахчисарая (ныне Крымская Республика, Украина ) по молитвам жителей к Богоматери об избавлении от змея который пожирал людей и животных. Однажды жители увидели горящую свечу на таком месте, куда нельзя было взойти, потому что гора была крутая и острая; поэтому вытесали ступени из камня, взошли туда, где горела свеча, и нашли образ Пресвятой Богородицы и горящую перед ним свечу [1] . Рядом был найден распавшийся на части змей. Бахчисарайская икона почиталась как христианами, греками и генуэзцами , так и татарами - мусульманами . Нередко после успешных походов приношения к образу делали и крымские ханы [2] .

По другой версии, записанной в XIX веке протоиереем Родионовым и В. Х. Кондараки со слов жителей Крыма, образ был обретен на скале в 10 саженях от земли пастухом местного князя Михаила [3] . Перенесенная в княжеский дом, икона несколько раз чудесным образом возвращалась на место явления, пока в скале не вырубили храм . В память о дне явления иконы храм был освящен в честь Успения Богородицы .

Историки высказывали разные предположения о происхождении иконы. Д. А. Хараджаев следует 2-й версии относят явление иконы к VIII веку. А. Л. Бертье-Делагард отмечал что возможно икона была принесена анатолийскими греками в Крым после падения Константинополя из окрестностей Трапезунда где располагался монастырь Панагии Сумелы .

Нахождение иконы в Мариамполе , в храме с Богородичным посвящением, документально зафиксировано с XVII века [4] . В 1778 году, при последнем Готфском митрополите святителе Игнатии (Газадини) , Крымские греки переселились во владения Русской императрицы и перенесли святую икону в новый город Мариуполь , где с 1780 года она находилась в специально сооруженной для нее деревянной церкви в честь Успения Богородицы .

В 1848 году Бахчисарайский образ Богоматери прославился чудотворениями во время эпидемии холеры. С заступничеством Богоматери связывали также спасение города в 1855 году, во время нападения англо-французской эскадры в Крымскую кампанию . Записи о других чудотворениях от иконы сохранились в делах Херсонской духовной консистории. С 1887 года икона была перенесена в каменный Успенский храм, где находилась в особом киоте с левой стороны алтаря . В аналогичном киоте справа был установлен список с чудотворного образа, также вывезенный из Крыма.

Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774 , апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой. Третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями в 1861 (?) году на средства от продажи приношений к иконе.

К концу XIX -началу XX века икона пришла в ветхость. После 1918 года судьба её неизвестна. На сегодня в Мариуполе остались лишь копии этой иконы – в Свято-Николаевском кафедральном соборе и в храме на Черёмушках.

Молитвы

Молитва

О, Пресвятая Госпоже, Царице небесе и земли, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего! С верою и любовию молитвенно прибегаем мы недостойнии к Тебе, Пречистая Заступнице наша. Ты ecи Покровительнице града нашего Мариуполя и всея Приазовския земли благословение. Твой бо образ святый, чудесно явленный некогда в каменных горах Крымских , избави люди греческия от страшных бедствий змия великаго, пожиравшаго скоты и вся окрест живущих, и избави и нас от вредоносных козней диавольских , от враг видимых и невидимых, от напастей, скорбей и болезней, и всякого зла. Ты еси Путеводительнице благая, путь спасения верным указующая. Твой бо образ святый принесеся от гор Крымских во основание града нашего Мариуполя святителем Игнатием , и яко светильник пресветлый просвети верою православною вся живущий в нем. Ты еси воистину Богородице всепетая, яко вся Тебе возможна суть, и елика аще восхощеши, власть имаши вся совершити. Никтоже бо притекаяй к Тебе, пред образом сим моляшеся посрамлен отходит, но просит благодати и приемлет милость по благому изволению во спасение душ и телес. О, Всемилостивая Мати, Мариупольское похвало и наше Заступление! Тебе единей от Всевышняго дадеся власть во всем заступати и спасати нас: Ты еси верное и скорое врачевство греховных страстей наших. От Тебе Господь всяко слово прошения приемлет, Тебе вси ангели и архангели и вся начала смиренно служат, и яко Царицу небесную вси восхваляют. Ты отверзла ecu верным двери Царствия Небеснаго, - отверзи и нам, чрез наше искреннее покаяние двери спасения душ наших. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе: от всякаго же начинания греховнаго и помышления лукавого отврати нас, озари наш ум светом истиннаго Богопознания, согрей сердца наша любовию Христовою и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению. Не престай молитися о нас недостойных рабов Твоих славящих Тя и почитающих Тя, и покланяющихся со умилением Пречистому образу Твоему. Да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Отцем и Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Литература

Guagnini, A., Sarmatiae Europeae description .

Скифская история... из разных иностранных историков паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными труды сложена и написана лета 1692 , Москва, 1787, 4–5.

Гавриил (Розанов), архиеп., «Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию и основание Готфийской и Кифийской епархии» ЗапООИД , 1844, т. 1., Отд-ние 1, 202.

Статейный список стольника В. Тяпкина и дьяка Н. Зотова, посольства в Крым в 1680 году, для заключения Бакчисарайского договора , Одесса, 1850, 230–231.

«Новооткрытый Успенский Бакчисарайский скит», Одесский вестник , 1852, № 14–17.

Харахтай, Ф., Христианство в Крыму , Симферополь, 1864, 27–28, 63, 64.

Панагия, или Успенский Бакчисарайский в Крыму скит , Симферополь, 1866, 1–8.

Ливанов, Ф. В., Бахчисарайский Успенский скит в Крыму , Москва, 1874, 7–10, 20, 22, 23.

Кондараки, В. Х., Универсальное описание Крыма , т. 4, ч. 16, СПб., 1875, 38–40, 42.

Материалы для ист.-стат. описания Екатеринославской епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII ст. , Екатеринослав, 1880, вып. 2, 315–316.

Некропин, А., свящ., «Пещерная скала Бахчисарайского Успенского скита», Таврические ЕВ , 1880, № 2, 84–90.

Гермоген (Добронравин), еп., Таврическая епархия , Псков, 1887, 478, 480–481.

Мариуполь и его окрестности , Мариуполь, 1892, 24–25, 69, 82, 130–136.

Серафимов, С., прот., Крымские христиане (греки) на северных берегах Азовского моря , Екатеринослав, 1901, 18–19, 22.

Протопопов, М., Успенский скит в Крыму, близ Бахчисарая , Севастополь, 1905, 9–10, 12–13, 18.

Бертье-Делагард, А. Л., К истории христианства в Крыму: Мнимое тысячелетие , Одесса, 1909, 18, 19, прим. 3 к с. 21, прим. 1 к с. 49.

Поселянин, Е., Богоматерь , 525–528.

Айналов, Д. В., «О мариупольских восковых иконах», Тр. XIV Археол. съезда в Чернигове, 1909 , Москва, 1911, т. 3, отд. V: «Древности церковные», 60.

Кондаков, Иконография Богоматери , т. 2, 221–223.

Использованные материалы

Пивоварова, Н. В., «Бахчисарайская [Мариупольская] икона Божией Матери», Православная энциклопедия , т. IV:

http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=738

Страницы сайта Православие в Мариуполе :

http://mar-orthodox.narod.ru/sant1.html

http://mar-orthodox.narod.ru/molitva_02.html

http://www.loukin.ru/stat/bmbahch/bmbahch.htm

[1] Пересказ Пивоваровой в Православной экциклопедии говорит что икона была обретена в сияющем ореоле.

[2] По свидетельству A. Guagnini.

[3] Или же – пастухом Михаилом

[4] См. статейный список посольства в Крым 1680 - 1681 гг.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.