Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Барловская икона Божией Матери «Блаженное чрево» , также именуемая «Помогательница женам чады рождати» или «В родах помощница» , «Помощь в родах» .
Празднование 6 октября , 26 декабря в день явления Барловского списка.
Описание
Наименование «Блаженное Чрево» восходит к евангельским словам, обращенным к Христу в момент Его проповеди: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» ( Лк. XI, 27 ). В многочисленных вариантах этой иконы обязательно соблюдения особых черт [1] : верхняя одежда Богоматери - красная. Изображение Спасителя во чреве обязательно. Он перстами своими, еще будучи младенцем благословляет род человеческий.
Согласно Поселянину [2] , на иконе «Помощь в родах» Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне, напоминая несколько икону « Знамение ». Икона Богородицы «Помогательницы женам чады рождати» являет Божию Матерь с открытой головой и распущенными волосами. Руки Ее сложены на груди, причем персты левой руки до половины покрывают персты правой. Ниже сложенных рук изображен Предвечный Младенец, десной рукой благословляющий, а левую держащий на колене. Из-под короткой одежды Его видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звезде, нижняя же одежда темно-зеленого цвета с позолотой и с золотыми звездочками и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Голова Божией Матери несколько наклонена. На Спасителе одежда желтая с позолотой, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце.
Богоматерь на Барловской иконе, хранившейся в Москве , была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. На иконе из собрания Рыбинского музея [3] Богоматерь представлена в типе « Млекопитательница » (по-гречески « Галактотрофуса »). На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с московским образом. Оригинальным декоративным дополнением является рама со сложным плетеным орнаментом позднебарочного типа («стиль регентства»), заимствованная, вероятно, c западноевропейского образца.
Существуют и другие иконы Богоматери, известные под названием «Блаженное Чрево». Одна из них несколько похожа на икону «Помощь в родах», а на другой Богоматерь изображена в короне, а Предвечный Младенец с непокровенной главой. Наверху помещены изображения двух ангелов, одной рукой поддерживающих корону на главе Пречистой Девы, а другой — украшение в виде цепочки, полукругом спускающейся вниз около лика Богородицы [4] .
Есть сведения также что на иконе "Блаженное чрево" Богоматерь изображается с чашей для омовения [5] .
История
На Руси обретение иконы, именуемой "Барловским [6] списком", произошло 26 декабря 1392 года. [7] Эта икона хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля . Об особом почитании образа Богоматери Барловской свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков . Ныне местонахождение этого образа неизвестно.
Литература
Мартынова, М. В., "Оклад иконы «Богоматерь Млекопитательница» из собрания Музеев Московского Кремля", Древнерусское искусство. XIV–XV вв. , Москва, 1984, 101.
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?8_3387
Бухарев, И., прот., Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы , Москва: Изд-во "Аксиос", 2002, "Декабрь":
http://sedmitza.ru/index.html?did=10799
Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон , Москва: АНО «Православный журнал "Отдых христианина"», 2002, "Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Декабрь":
http://sedmitza.ru/index.html?did=12050
"Богоматерь Блаженное Чрево", страница сайта Христианство в искусстве :
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=1975
[1] перечень приводится по http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?8_3387
[2] Поселянин. Е., _Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон_, Москва: АНО «Православный журнал "Отдых христианина"», 2002, "Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Декабрь", http://sedmitza.ru/index.html?did=12050.
[3] Первая пол. XVIII в., дерево, темпера, 34.4 х 30 см. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия, Инв. РБМ 4613, поступила в музей в 1920-е годы, реставрировалась в 1997–2000 годах в МАХУ памяти 1905 года Е. А. Егоровой. На иконе надпись: «ОБРАЗЪ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО». См. иллюстрацию на этой странице
[4] Поселянин. Е., _Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон_, Москва: АНО «Православный журнал "Отдых христианина"», 2002, "Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Декабрь", http://sedmitza.ru/index.html?did=12050.
[5] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?8_3387
[6] Также Борловским - см. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?8_3387
[7] При этом, по мнению исследователей, Барловская икона восходила к итальянскому (или итало- греческому ) оригиналу и была исполнена во второй половине XV века. См. http://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=1975
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент