Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Ефесская икона Божией Матери , именуемая также Корсунской .
Память 9 октября .
Описание
Длина образа 1 аршин и 2 вершка, а ширина 14 вершков. Хотя живопись от времени потемнела, но в начале XX века цвета красок различались легко. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Предвечного Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца .
История
Образ князя Владимира
В Ефесе хранилась икона Божией Матери , по преданию написанная святым евангелистом Лукой . В 988 году, 9 октября , список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород , а оттуда - в Москву , в Кремлевский Успенский собор , где обреталась за престолом.
Образ Евфросинии Полоцкой
Другое сказание о подобном (или том же самом [1] ) образе Божией Матери гласит, что он был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Предиславой, в монашестве Евфросинией , дочерью Полоцкого князя Георгия. Святая княжна Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель . Когда обитель возросла, Евфросиния соорудила новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери, происхождение которого рассказы путешественников и предание возводили к евангелисту Луке. Она решилась приобрести икону через посредство родственного полоцким князьям царствовавшего тогда греческого дома Комнинов. Со своим слугой Михаилом она отправила богатые дары греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хризовергу , с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными каменьями, она в 1173 году поставила его в храме Богоматери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая исцеления всем с верою притекавшим к молитвенному предстательству Божией Матери. По одной версии эта Ефесская икона Божией Матери получила название Корсунской не в честь города Корсунь, а ввиду того что в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый». По другой, икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.
Ефесская-Корсунская икона в Торопце
В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава , Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского , увезла Корсунскую икону из Полоцка в город Торопец Псковской епархии. Специально для иконы был выстроен каменный Корсунско-Богородицкий собор .
Икона несколько раз спасала город от набегов литовцев и от эпидемий. В 1812 году, когда к Торопцу приближались французы , горожане вынесли образ на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной. Корсунская икона пробыла в Псковской губернии вплоть до начала XX века, помещаясь в иконостасе Воскресенского собора , в резном киоте.
В музеях после 1917 года
После революции 1917 года, торопецкие церкви подвергли уничтожению: одни взрывали, другие переоборудовали под склады. Духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в новообразованный музей, который тоже разместили в церкви. Однако работники музея опасались за судьбу святыни и обратились в Русский музей Ленинграда с просьбой забрать ее, что и было исполнено в 1936 году.
Специалисты принялись реставрировать икону сразу после того, как она к ним поступила, и «увлеклись», счистив то что они считали копотью, и что на самом деле являлось темной кожей Богоматери и Богомладенца, как они писались на древних византийских иконах.
После падения советского строя в музей стали неоднократно обращаться представители Церкви из Полоцка и из Торопца , надеясь вернуть святыню. Но музей отказался возвращать икону, говоря что она является "национальным достоянием и не может быть отчуждена". Вместо этого верующим предлагали сделать с нее список. Святыня и поныне остается в фонде Санкт-Петербургского Русского музея.
Списки
Есть несколько чудотворных списков с Корсунской иконы: в Нижегородском Благовещенском соборе , писанная в 995 году, в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Сергиевой Лавры .
Использованные материалы
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1700.htm
Павлова, Антонина, "Святыне место в подвале?", Смена , 20.XII.2007:
http://smena.ru/news/2007/12/20/13077/
Бухарев, И., прот., Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы , Москва: Изд-во "Аксиос", 2002, "Октябрь":
http://sedmitza.ru/index.html?did=10797
Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон , Москва: АНО «Православный журнал "Отдых христианина"», 2002, "Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Октябрь":
http://sedmitza.ru/index.html?did=12048
[1] Относя оба предания к одной и той же чудотворной иконе, их объясняют тем, что святой Владимир, после того как святой образ принял участие в обращении Руси, вернул его обратно в Константинополь . См. Павлова, Антонина, "Святыне место в подвале?", _Смена_, 20.XII.2007, http://smena.ru/news/2007/12/20/13077/
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент