? историк литературы, род. в 1856 г., окончил курс в Новороссийском университете. В 1889 г. защитил в Харькове магистерскую диссертацию: "Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге", в 1893 г. докторскую: "Следы народной Библии в славянской и в древнерусской письменности". Состоит профессором Новороссийского унив. по кафедре русск. языка. Напечатал еще в "Русск. Филологич. Вестнике" и др. изд.: "О мнимом дуализме в мифологии славян", "Происхождение физиолога", "Описание рукописей Григоровича" и "К истории малорусского наречия". Лучший труд М. ? его магистерская диссертация. Здесь подробно рассмотрены книжные источники стиха о Голубиной книге, преимущественно "Беседа трех святителей" а также космогония памятника, в связи с соответствующими апокрифами, и разобран вошедший в Голубиную книгу "Сон о Правде и Кривде". В докторской диссертации М. рассмотрены три памятника: "Беседа трех святителей", "Вопрошания Иоанна Богослова" и "Вопрошания Варфоломея". Автор утверждает, что "Беседа" и "Вопрошания Иоанна" возникли на греч. почве в V или VI ст., в интересах приспособления канонических памятников к народным понятиям, причем "Беседа" постепенно приобрела характер толковой Библии, сделалась достоянием народных сект и приблизительно в XIII в. приняла еретическую богомильскую окраску. Возражения, которые вызвала на диспуте эта диссертация М., подробно изложены в 1 кн. "Записок Имп. Харьковского Университета" за 1894 г.
Н . С ? в.