(Cle ment Marot, 1497?1544) ? франц. поэт, в 1519 г. назначен был камердинером молодой сестры короля, Маргариты, которую постоянно воспевал в своих стихах и с которой оставался в дружбе и после того как она сделалась королевой Наваррской. М. был любимцем Франциска I, к которому постоянно обращался с остроумными посланиями в стихах, прося то какой-нибудь милости, то защиты против врагов. Последовав за королем во время итальянского похода, он захвачен был вместе с ним в плен при Павии, но вскоре выпущен, как слишком незначительный пленник. Два раза заключен был в тюрьму, один раз по подозрению в ереси, другой раз вследствие неосторожного поступка, и оттуда писал послания к своим покровителям, прося о помощи. Выпущенный на свободу, он должен был уехать на время в Италию; по возвращении был постоянно окружен врагами и наконец, несмотря на покровительство короля, вынужден был навсегда оставить Францию и умер в изгнании. Жизнь "gentil ma î tre Clement", как называли М. его современники, соединяла, таким образом, все характерные черты его эпохи ? военную доблесть, светскость, искусство писать галантные стихи, ссоры с духовенством; он жил свободной и бурной жизнью поэта, и судьбе его часто завидовали Лафонтен и другие поэты того же чисто французского типа. Поэзия М. отличается, главным образом, легкостью, остроумием и неистощимым весельем. В противоположность своим напыщенным предшественникам, с их чопорной придворной поэзией, М. нравится именно естественностью и непринужденностью. Он культивировал с большим успехом все мелкие поэтические жанры: послания, эпиграммы, песни, сатиры, басни. Из его шуточных посланий знамениты гл. обр. два письма из Шатлэ, одно ? к его другу Лиону Жамэ, другое ? к королю. В первом пересказана басня о льве и мышонке, ловко примененная к положению поэта, второе ? образец тактичной фамильярности и грациозной шутливости. В Шатлэ написана была также злая сатира "Enfer", где адом является сама тюрьма, чертями же ? вовсе не заключенные в ней арестанты. С таким же юмором и грациозностью написано большинство его позднейших эпиграмм, басен, мадригалов, coq- à-1'â ne и других поэтических безделушек. Являясь прямым наследником средневековых веселых певцов, Аллана Шартье и Виллона, М. образует посредствующее звено между ними и позднейшими поэтами того же типа ? Лафонтеном и др.
З. В.