Значение слова ВИЙОН в Литературной энциклопедии

ВИЙОН

Франсуа [Fran?ois Villon, [1431—?] — последний и величайший из поэтов французского средневековья. Его фамилия — де Монкорбье (de Montcorbier); B. — его псевдоним — фамилия воспитавшего его родственника, парижского священника. Рожденный и воспитанный в среде парижского мещанства в эпоху обнищания и кризиса Франции после «Столетней войны», В. очутился среди «деклассированных». Будучи студентом Парижского университета и получив в 1452 звание магистра, В. принимал участие в разгульной жизни школяров; грань между богемой и люмпенпролетариатом в XV в. была мало заметной, и вскоре В.

221 оказался замешанным в уголовных преступлениях. В 1456, вследствие участия в крупном грабеже, В. бежал из Парижа; в это время написано им первое крупное произведение — шуточное послание к друзьям «Les legs» («legs» — «статьи», «пункты»), впоследствии названное «Le petit testament» (Малое завещание). Вся последующая жизнь В. проходит в бесконечных скитаниях по Франции в компании подонков общества. Изредка он находил убежище при дворах феодалов (между прочим — герцога Карла Орлеанского — талантливого поэта). В 1461, приговоренный к смертной казни, от к-рой его спасла лишь амнистия, В. создает свои лучшие произведения: «Epitaphe» (Эпитафия), вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament» (Завещание), впоследствии названное «Le grand testament» (Большое завещание). Кроме этих произведений В. принадлежит ряд отдельных баллад, недошедшая до нас поэма «Le Romant de P?t-au-Deable» (существование которой некоторыми вообще оспаривается), баллады на воровском жаргоне (dubia). В. умер не позднее 1491, когда вышло первое издание его произведений (крайне неисправное). Биография и творчество более тесно связаны у В., чем у какого бы то ни было поэта Франции. Большинство его произведений сочинены «на случай». Таково и крупнейшее его произведение «Testament» (к к-рому примыкают и его мелкие вещи), представляющее синтез всех основных моментов творчества В. Таковыми являются прежде всего контрастность и ирония, лирический субъективизм и крайний сенсуализм (тяготение к чувственной стороне жизни); вся поэтика В. построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях В. Он — реалист в том смысле, что в его поэзии — большое количество бытовых образов, контрастирующих друг с другом. Ирония и пародийность лежат в основе замысла «Testament»; здесь традиционная форма «поэтического завещания» дается в бурлескном (см . « Бурлеска » ) преломлении: предметом завещания являются безделицы (в связи с его похождениями), вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька, а также баллады, вставленные в текст; эта канва прерывается лирическими отрывками, более или менее обособленными [тут сказалось влияние поэта XIII в. Рютбёфас его пародийным «Завещанием осла» (Testament de l’asne)]. Традиционная, характерная для формалистической и аллегорической поэзии XIV—XV вв. баллада у В. также часто пародийно снижена; в виде пародии дает он и ультранатуралистические картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы (баллада «P?re No?» из «Testament»), вышибалы («Ballade, de Villon et de la grosse Margot», там же) и т. под.; в эпизоде с

222 «Прекрасной оружейницей» (там же) поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми; наконец в «Epitaphe» реальность переходит в гротескную утрировку: говорят повешенные, тела к-рых гниют, глаза к-рых выклевали птицы, и т. п.; к этому присоединено обращение к «людям-братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления (последнее — особенно характерно для В.; оно носит чисто субъективный характер). Свои лучшие лирические пьесы В. создал в этой манере. Назовем знаменитую «Ballade de menus propos» («Testament»; все строки начинаются словами «je connais» — «я знаю», рефрен же — «je connais tout, fors moi-m?me» — «я знаю все, но только не себя»), балладу «Contraintes», написанную на конкурс, на заданную тему (где В. пустил крылатое изречение «je riz en pleurs» — «смеюсь сквозь слезы»), «Dialogue entre le cu0153ur et le corps» (Диалог сердца и тела), проникнутый глубоким пессимизмом, как и знаменитая «Ballade de dames du temps jadis» (Баллада о дамах былых времен, в «Testament», с рефреном «Mais o? sont les neiges d’antan?» — «но где же прошлогодний снег?»). Наконец любопытна помещенная в «Testament» молитва в форме баллады от имени матери В., простой, набожной женщины, создающая один из сильнейших контрастов в «Testament». Все перечисленные черты творчества В. отражают его социальный облик — облик буржуа XV в., обладающего образованием (по современной терминологии — «интеллигента-горожанина»), но ставшего «босяком», оторвавшегося от своего класса, своеобразного «беспочвенника» (d?racin?), как говорил впоследствии Баррес (см.) , чувствующего неизбежность своего «падения». Отсюда его пессимизм, раздвоенность и контрастность его творчества. В. почти не выражает в своей поэзии социального протеста (за исключением эпизода с Александром Македонским в «Testament»), и социальная значимость его творчества, ультрасубъективного по своему характеру, — в картинах нищеты, порока, к-рых так много в его произведениях («Legs», «Testament», а также в воровских балладах). Сильное влияние на реализм и пародийность В. оказали поэты-буржуа XIII—XIV вв. (Рютбёф, Ж. де Мён — автор «Романа о розе»), фаблио, а также, как доказано в последнее время, фламандский фольклор с его натурализмом; на философскую сторону творчества Вийона повлияли поэты XIV в. (Эст. Дешан, Кр. де Пизан, Ал. Шартье). В свою очередь, громадное влияние В. оказал на поэтов конца средневековья и начала Возрождения (Пьер Грэнгуар, Клеман Маро, даже Раблэ), а затем влиял на сатириков и реалистов XVII в. (Матюрен Ренье, Ла Фонтен, отчасти Мольер). С похвалой отзывались о

223 В. Буало и Вольтер; в XIX в. В. поклонялись и романтики (Т. Готье) и Беранже, сильно напоминающий В.; среди парнасцев особенно близки к В. по характеру своей поэзии Ж. Ришпэн, М. Роллина; немало общего с В. у Верлена и его друга Трист. Корбьера. Своей популярностью в Англии В. обязан прерафаэлитам и Р. Стивенсону. В XX в. В. посвящены крупные художественные произведения: новелла — Эдшмида «Herzogin» [1912] (сб. «Timour», перев. на русск. яз. М. Елагиной, Гиз, М. — Л., 1923) и роман Ф. Карко (см.) «Le Roman de Fran?ois Villon» [1926] (есть русск. перев.). Библиография: I. Из многочисленных русских переводов лучший — Эренбурга И. Г., Отрывки из «Большого завещания», баллады и разные стих. Ф. Вийона, изд. с введением переводчика, М., 1916. Лучшие комментированные издания В.: Thuasne, P., 1923; Dimier L., P., 1927. II. Веселовский Ю., Фр. Вийон и его значение в истории французской поэзии, Журн. МНП., 1897, VII; перепеч. в его «Литературных очерках», т. I, изд. 2-е, М., 1910; Мандельштам О., «О поэзии», Л., 1928 (ст. о Вийоне); Gautier Th., Grotesques, P., 1844; Stevenson R. L., F. Villon, L., 1891 (на англ. яз.; франц. перев. в журн. «Europe», P., 1928); Gaston Paris, F. Villon, P., 1901; Champion P., Villon, P., 1913; Его же, Histoire po?tique du XV-е si?cle, t. II, P., 1924. А. Шабад

Литературная энциклопедия.