Значение ТУМАНЯН ОВАНЕС ТАДЕВОСОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ТУМАНЯН ОВАНЕС ТАДЕВОСОВИЧ

Ованес Тадевосович [7(19).2.1869, с. Дсех, ныне Туманянского района Армянской ССР, - 23.3.1923, Москва], армянский писатель, общественный деятель. Родился в семье священника. С 1887 работал в армянской духовной консистории в Тбилиси, затем в канцелярии армянского издательского общества (до 1893). Начал писать в середине 80-х гг., сотрудничал в армянских газетах и журналах. С выходом сборников 'Стихотворения' (т. 1-2, 1890-92) поэзия Т. получила общественное признание. Уже в поэмах, стихах и балладах 90-х гг. отражены социально-психологические конфликты, обычаи народа, его фольклорные традиции. Этап зрелости в творчестве Т. относится к последнему десятилетию 19 - начале 20 вв., когда он выступал главным образом как эпический поэт, талантливо изобразивший жизнь армянской патриархальной деревни с её подчас трагическими коллизиями: поэмы 'Маро' (1887, опубликована 1892), 'Лореци Сако' (1889, опубликована 1890) и особенно - 'Ануш' (1890, опубликована 1892, 2-я редакция 1901-02, опубликована 1903). Поэма 'Стенания' (1890, опубликована 1893 и 1914) - о стихийном протесте крестьянских масс, о их борьбе против феодального и капиталистического гнёта. Поэма 'Поэт и Муза' (1899, опубликована 1901) посвящена теме высокого назначения поэзии. Незавершённая поэма-сказка 'Тысячеголосый соловей' поднимает философско-эстетические проблемы.

Творчество Т. неразрывно связано с фольклором. Верность духу народно источника сочетается у него с ярким выражением демократических и гуманистических идей. Народное предание вдохновило Т. на создание поэмы 'Взятие крепости Тмук' (1902, опубликована 1905). Многие баллады основаны на армянских и восточных легендах и преданиях: 'Ахтамар' (1892), 'Парвана' (1903), 'Капля мёда' (1909), 'Голубиный скит' (1913), 'Шах и разносчик' (1917). На основе нескольких вариантов армянского эпоса Т. создал поэму 'Давид Сасунский' (1902, опубликована 1903), которая явилась лучшей обработкой героических сказаний в армянской литературе. В рассказах Т. раскрыта психология крестьянина; они глубоки в художественных обобщениях, правдивы и метки в деталях, в них созданы сильные характеры. В 1900-е гг. Т. отдал много сил детской литературе; был сотрудником детского журнала 'Аскер' (основан в 1905).

В начале 20 в. развернулась общественная деятельность Т. В 1905-07 он выступал против кровавых межнациональных столкновений; был дважды арестован (1908 и 1911). В 1899 под руководством Т. в Тбилиси был организован литературный кружок 'Вернатун' ('Мансарда'), куда вошли видные армянские писатели. В 1912-1921 Т. - председатель Кавказского общества армянских писателей. Т. призывал к сотрудничеству с демократическими силами России. Безоговорочно принял Октябрьскую революцию 1917 и Советскую власть в Армении. Был председателем Комитета помощи Армении (1921-22), участвовал в строительстве новой культуры. В многочисленных статьях освещал вопросы общественной жизни, литературы, фольклора, развития армянского литературного языка и диалектов.

Творчество Т. оказало большое влияние на развитие принципов народности и реализма в армянской литературе. Созданные им образы нашли воплощение в изобразительном искусстве, театре, кино, музыке (оперы 'Ануш' А. Тиграняна, постановка 1912; 'Алмаст' А. Спендиарова, постановка 1930). Сочинения Т. переведены на многие языки мира.

Соч.: в рус. пер. - Избранные произведения. [Вступ. ст. Н. Туманян], т. 1-2, М., 1960; Стихотворения и поэмы, Л., 1969; Лирика, М., 1969; Избр. произведения, т. 1-3, Ер., 1969.

Лит.: Брюсов В.Я., Об Армении и армянской культуре, Ер., 1963; Ахвердян Л. О., Мир Туманяна, М., 1969; Григорьян К. Н., Ованес Туманян. 1869-1923, Ер., 1969; Джрбашян Э. М., Поэзия Туманяна, М., 1969; Туманян 100. Юбилейная летопись, Ер., 1974.

Э. М. Джрбашян.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.