(Franç ois-Elie-Jules Lemaitre) ? современный французский критик, член французской академии, глава так называемой "импрессионистской школы". Род. в 1853 г., учился в нормальной школе, был преподавателем в Гавре, Алжире, Безансоне и Гренобле. В 1883 г. Л. защитил докторскую диссертацию: "La Comedie après Molière et le theâ tre de Dancourt". Солидная классическая подготовка оставила отпечаток на всем позднейшем творчестве Л. Сквозь отрицание всяких литературных принципов и авторитетов у него всегда чувствуется глубокая культурность вкуса, воспитанного на классических образцах и не терпящего ничего нездорового и искусственного. Два сборника стихотворений Л. (1880 и 1883) не обратили на себя большого внимания; непосредственного поэтического таланта у Л. нет. В то же время он начал в "Revue Bleue" целую серию критических этюдов о современниках, сначала остававшихся незамеченными, но сразу сделавших автора знаменитым после появления статьи о Ренане (1885). Статья написана была так оригинально, автор с таким блеском анализировал, фотографировал, анатомировал философа, в одно и то же время так капризно восхвалял и унижал его, что заинтересовал всех и возбудил в некоторых негодование своей непочтительностью. Большой успех имел также очерк Л. о Викторе Гюго. Оставив педагогич. поприще, Л. всецело отдался литературе. Он сменил Ж. Ж. Вейса в "Journal des D e bats" и ведет до сих пор "драматические понедельники" этой газеты. В "Temps" он помещал одно время остроумные "Billets de matin" и "Figurines" ? портреты в 50 строк; особенно удачны были портреты Галеви и Брюнетьера. Литературные очерки Л. собраны в отдельных сериях: "Contemporains" (1886-89) и "Impressions du th eâ tre" (1889-90). Философский принцип, из которого исходит критик, ? скептицизм в роде ренановского, т. е. с оттенком умиления, и способность воспринять отзывчивой душой все, даже религиозные чувства других. Л. ? враг систем и установленных идей; критика сводится им к воспроизведению впечатлений от искусства и от жизни. Он ничего не утверждает, а передает только свое мнение и с скептической улыбкой выражает готовность принять противоположное. Тирания принципов заменяется в импрессионистской критике Л. неограниченным господством вкуса: он признает только то, что его трогает, что нравится ему, а при тонкости и артистичности его вкуса догматическая критика превращается таким образом в чисто художественную. Л. выступал также в роли драматурга и новеллиста. Для сцены им написаны: "R evolte e", комедия (1889), "D epute Leveau", "Mariage Blanc", "Flipote", "Les Rois", "Pardon", "Age Difficile". На сцене эти пьесы большого успеха не имели; они написаны для ценителей психологических тонкостей и философских определений, но лишены чисто сценических качеств. Беллетристические опыты Л. состоят из сказок в вольтеровском духе и из психологических этюдов с ноткой христианского умиления и языческого скептицизма. Они соединены в сборниках: "S ere nus, hist. d'un martyr" и "Myrrha, Vierge et martyre". Kpoме того Л. написал роман "Les Rois" ? философское объяснение судьбы наследного принца австрийского Рудольфа. Ср. К. Арсеньев, в "Вестн. Европы" 1887 г. ¦ 6 и 1889 г. ¦ 11.
З. В.