Значение слова ФРЕДЕРИК-ЛЕМЕТР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФРЕДЕРИК-ЛЕМЕТР

(Frederick-Lemître; настоящее имя и фамилия - Антуан Луи Проспер Леметр) (29.7.1800, Гавр, - 26.1.1876, Париж), французский актёр. С 1818 занимался в драматическом классе Консерватории. С 16 лет выступал в парижских театрах бульваров - 'Амбигю комик', 'Порт-Сен-Мартен', 'Гете' и др. В 1823 сыграл роль беглого каторжника Робера Макера (мелодрама 'Постоялый двор Адре' Антье, Сент-Амана и Полианта), превратив мрачный мелодраматический образ в сатирическую эксцентриаду, высмеивающую представителей власти Бурбонов. После революции 1830, в период Июльской монархии, творчество Ф.-Л. обрело чёткую политическую направленность, в нём усилилось протестующее, критическую начало. В 1834 артист воплотил обладавший огромной обобщающей и обличительной силой новый вариант образа Робера Макера - крупного бандита и афериста в комедии 'Робер Макер', написанной им при участии Сент-Амана, Оверне, Антье и Алуа. Художник О. Домье издал в 1837-38 и в 1840-1841 серию сатирических рисунков, навеянных игрой Ф.-Л. К. Маркс назвал короля Луи Филиппа '... Робером Макером на троне' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 10). Видное место в искусстве Ф.-Л. занимали также роли романтических героев-мечтателей, бунтарей, восстающих против преступности и аморальности правящих верхов: Дженаро ('Лукреция Борджа' Гюго), Кин ('Кии, или Беспутство и гений' Дюма-отца), Рюи Блаз ('Рюи Блаз' Гюго). С большой теплотой и драматизмом играл он роль папаши Жана в мелодраме 'Парижский тряпичник' Пиа. Ф.-Л. - крупнейший представитель демократического романтизма и зачинатель критического реализма во французском театре. Вместе с М. Дорваль и П. Бокажем он осуществил реформу сценического искусства, отказавшись от классицистского принципа идеализации образов, от обветшалых правил и норм классицистского театра, от сословного разграничения жанров, от строгого соблюдения амплуа. Ему были одинаково доступны эксцентрика и трагизм, поэзия романтического идеала и реалистическая типизация характера. искусство Ф.-Л., актёра-гуманиста, отразило настроения демократических масс периода борьбы против Реставрации и Июльской монархии. Творчество Ф.-Л. высоко ценили В. Гюго, А. И. Герцен, И. С. Тургенев.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Souvenirs de Frederick-Lemaitre, publies par son fils, 2 ed., P., 1880; Silvain Е., Frederick-Lemaitre, P., 1927; Baldick R., The life and times of Frederick-Lemaitre, L., 1959.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.