? архиепископ александрийский (+ в 444 г.), отец церкви. Племянник и преемник (с 412 г.) по кафедре знаменитого Феофила (см.), он под его руководством получил отличное образование, как в богословии, так и в науках светских, особенно в античной литературе, и довершил свое воспитание в обществе монахов Нитрийской пустыни. В 403 г., вместе с Феофилом, был на соборе в Константинополе, осудившем Златоуста. Свою епископскую деятельность К. открыл. гонением на еретиков-новациан, которые были изгнаны из его епархии, и иудеев, которые были отчасти изгнаны, отчасти избиты, с конфискацией их имуществ. Эта мера К. вызвала против него неудовольствие александрийского префекта Ореста; монахи К., со своей стороны, отвечали открытыми оскорблениями префекта, а один из них даже ранил его камнем, за что был казнен. К. провозгласил его страдальцем за истину и похоронил с почетом. До позднейшего времени на К. тяготело обвинение в подстрекательстве параболан (корпорация санитаров ? см.) к убийству знаменитой Гипатии (см.); оно опровергнуто лишь в 1881 г., исследованием католического ученого Коппалика. Когда константинопольский епископ Аттик предложил К. внести в церковные диптихи имя Златоуста, К. отказался, что объясняют обыкновенно искренним убеждением К. в законности низвержения Златоуста. Лишь в 418 г. им было исполнено предложение Аттика, благодаря убеждениям его друга Исидора Пелусиота, влияние которого вообще смягчило суровый характер управления К. С 419 г. деятельность К. почти всецело посвящена борьбе с ересью Нестория (см.); этому способствовал, между прочим, давнишний антагонизм Александрии против Антиохии, которой принадлежал Несторий по рождению и образу мыслей (антиохийская школа богословов), и Константинополя, которому, со времени перенесения туда императорской резиденции, Александрия должна была уступить свое место в ряду патриархатов. Александрийская школа богословов искони была защитницей церковного учения и в своем богословствовании не шла далее интерпретации его, тогда как школа антиохийская была органом богословия спекулятивного и рационалистического. Несмотря на то, что Несторий пользовался покровительством самого императора, что его сторону держали патриархаты Антиохийский и (отчасти) Иерусалимский и свободомыслящие всей империи, победа К. была полная: в своих сочинениях он защитил и сформулировал "веру церкви" по спорному вопросу, по общему признанию, настолько полно и ясно, что его учение стало учением всей церкви.
Узнав от египетских монахов, что в монастырях его епархии циркулируют проповеди Нестория, в которых доказывается, что Св. Дева, как человек, могла родить только человека, и родила не Бога, а Христа, и что поэтому ее следует именовать не Богородицей, а Христородицей, К. написал послание к пустынникам Египта , в котором, не называя по имени Нестория, обличал кратко его учение, а когда Несторий обиделся этим, К. прямо потребовал от него отречения от указанных мыслей. Несторий отвечал на это рядом новых еретических проповедей. Тогда К. обратился к Несторию со вторым посланием, в котором подробнее объяснял церковное учение. Несторий отвечал тем, что потребовал К., от имени и с согласия императора Феодосия, к себе на суд, по поводу жалоб на него некоторых александрийских клириков. Отказавшись явиться на суд своего личного врага, К. изъявил согласие подчиниться приговору главных епископов диоцеза или избранных мирских сановников, и в то же время отправил императору и его сестрам три послания, в которых подробно разъяснял еретичество Нестория. Сестра Феодосия, Пульхерия, приняла сторону К., но император был обижен тем, что в послании к Пульхерии К. писал о деле подробнее и иначе, чем ему, как бы не признавая его способным войти в обсуждение утонченных религиозных вопросов. Опираясь на поддержку папы Целестина, К. созвал собор в Александрии, который одобрил сформулированные им тезисы его учения и изрек анафему Несторию (почему эти тезисы известны под именем анафематизмов К.). Несторий отвечал на них своими анафематизмами. Наконец, константинопольский клир и сам Несторий просили императора Феодосия решить спор на вселенском соборе (см. Ефесский собор). Борьба продолжалась и после собора, причем император энергически отстаивал Нестория. К. возвратился в свою епархию и управлял ее еще 13 лет после того.
Ф. X. Баур говорит о богословии К. с величайшим уважением. Некоторые церковные историки (например, Неандер) считают К. несвободным от крайностей, другие (например, Дорнер) признают К. первым богословом V века. Уже после Ефесского собора К. составлены объяснения на "анафематизмы", "Объяснение учения о воплощении сына Божия", "Замечания на мнения Феодорита Кирского", "Апологетик к императору", "Изъяснение символа Никейского", "Изложение учения о св. Троице", "Пять книг против Нестория". Кроме того, от него дошли до нас толкования на книги: Песнь Песней, пророка Исаии и малых пророков, на Евангелия от Луки и Иоанна, на Послания к коринфянам и к евреям и др., сочинения о поклонении Богу духом и истиной и о "О вере христианской" (против Юлиана). Сочинения К. имели в разное время 75 изданий ? первое 1508 г. в Париже, последнее в 1880 г. в Лейпциге (Неймана). Новейшее из полных собраний ? Миня, в "Patrologiae cursus completus" (series graeca, тт. LXVIII-LXXVII; русский перевод ? Москва, 1885 и сл.).
См. жизнеописание К. и "Acta sanctorum" (под 25 июня); Tillemont, "M emoires pour servir à l'histoire eccle siastique" (т. XIV, где К. посвящено 159 глав и 94 примечания); Dr. Joseph Kopallik, "Eine Biographie...nach den Quellen gearbeitet" (Майнц, 1881); рецензии на это сочинение профессора А. Лебедева, в "Прибавлении к творениям св. отцов" (1882) и профессора Болотова, в "Христианском Чтении" за 1883 г.; архимандрит Порфирий, "Св. К.", в "Прибавлениях к творениям св. отцов" (в русском переводе 1855 г.); профессор А. Лебедев, "Вселенские соборы IV и V вв." (Москва, 1879). Характеристика сочинений К., в сравнении с сочинениями Афанасия Великого, в изд. Шмита: "S. Cyrilli commentarii in Lucae evangelium" (Оксфорд, 1859).
H. Б-в.