Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Архиепископ (греч.: άρχή + επί + σκοπος – «главный», «начало» + «над» + «смотритель» = «главный надсматривающий», «главный епископ») – архиерейский сан.
История
Вскоре после административного переустройства Римской империи при св. царе Константине Великом , когда империя была разделена на четыре префектуры , каждая из которых состояла из диоцезов , которые, в свою очередь, состояли из провинций , церковное устройство было в целом приведено в соответствие гражданскому. Главных архиереев диоцезов стали именовать экзархами (лат.: викариями ) и архиепископами . Таким образом архиепископ стоял иерархически ниже патриарха – главного архиерея префектуры, но выше митрополита – главного архиерея провинции.
Но уже в ранневизантийскую эпоху в Восточной империи , первоначально в Константинопольском Патриархате , титул архиепископа приобрел второе значение. Так стали называть епископов , чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, тем не менее изымались из ведения митрополита и переводились в прямое подчинение патриарха. Такие архиепископы занимали в диптихах места ниже митрополичьих.
Наконец, ещё позже сан архиепископа во втором значении сделался только отличием кафедры или лично архиерея, не связанным ни с какими особыми властными полномочиями в сравнении с обычными епископами.
В Русской Православной Церкви
Митрополит Леонтий , второй предстоятель Русской Церкви , входившей тогда в состав Константинопольского Патриархата, в некоторых греческих памятниках именовался архиепископом, что обозначало сан выше митрополичьего. Но в дальнейшем все русские предстоятели именовались митрополитами. При учреждении патриархии на Руси в ходе переговоров патриарх Константинопольский Иеремия II предлагал даровать предстоятелю автокефальной Русской Церкви сан архиепископа в значении более высоком чем митрополит.
Однако, в истории Русской Церкви титул архиепископа с самого начала являлся только почётным отличием и не был связан с административными полномочиями. Первыми, с XII века, этим титулом стали величать Новгородских владык. Затем так стали титуловать епископов других кафедр – Ростовской , Крутицкой , позже Казанской , и других.
Современное использование
Архиепископом в первом, высоком, значении стали именовать глав автокефальных Церквей. Наряду с титулом патриарха , архиепископами ныне именуются предстоятели Константинопольской (архиепископ Константинополя - Нового Рима), Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский) Православных Церквей. Архиепископами именуются также предстоятели Кипрской (архиепископ Новой Иустинианы), Элладской и Албанской Православных Церквей. В этом же смысле архиепископами титулуются главы автономных Православных Церквей – Синайской и Финляндской , архиепископий Охридской и Антиохийской Северо-Американской (вместе с митрополичьим титулом), полуавтономной Критской Церкви .
В соответствии со сложившейся в России практикой, титул архиепископа в Церквях русской традиции является личным почётным отличием и стоит ниже титула митрополита . Также обстоит дело в Церквях Иерусалимской и Грузинской (за исключением патриаршего титула). В автокефальных и автономных Церквях русской традиции предстоятели носят титул архиепископа в качестве второстепенного, следующего за титулом митрополита. Так именуются митрополиты во главе автокефальной Православной Церкви в Америке (архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский) [1] , автономной Японской (архиепископ Токийский).
В Церквах Александрийской и Болгарской архиепископский титул не употребляется вовсе.
Использованные материалы
Цыпин, Владислав, прот., "Предисловие", Соколов, И. И., Избрание архиереев в Византии IX-XV вв. (Историческо-правовой очерк). Избрание патриархов Александрийской церкви в XVIII и XIX столетиях , Санкт-Петербург, "Изд-во Олега Абышко", 2004, 6-7.
[1] Однако, в 1970-х глава Американской Церкви митрополит Феодосий (Лазор) был единственным носителем титула архиепископ в своей Церкви и предполагал сделать этот титул принадлежностью предстоятеля, на подобии практики Элладской Православной Церкви .
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент