? в древнейшем своем виде вошел в русскую церковь к концу XI столетия и был в употреблении до XIV в. Этот первый вид его, известный нам из безлинейных рукописей ? кондакарей, до сих пор не прочитан, потому что кондакари писаны особым, нам непонятным знаменем. Второй вид Г. роспева ? так называемые "согласия" ? введен юго-западными певцами, особенно благодаря иеродиакону Мелетию, который был (1655) приглашен царем Алексеем Михайловичем для обучения певчих этому пению. Ревностным распространением Г. роспева отличался также патриарх Никон. Тем не менее и это пение не оставалось в неприкосновенной чистоте: русские певчие приспособляли его к славянскому тексту. Из дошедших к нам линейных нотных книг XVI ? XVIII стол. только незначительная часть песнопений теперь в употреблении. Г. роспев проникнут замечательной мелодичностью и отличается большой художественностью голосоведения (например, Непорочны великой субботы, ирмосы Пасхи и др.).
Значение ГРЕЧЕСКИЙ РОСПЕВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ГРЕЧЕСКИЙ РОСПЕВ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012