безлинейные обозначения звуков различными знаками (знаменами) над текстом, употреблявшиеся в православной церкви и до сих пор применяемые греческой и армянской церквами и некоторыми христианскими общинами в России. К. имеют сходство с невмами, применявшимися в западной и восточной церквах. Главное отличие невм от крюковых знамен заключается в том, что в состав последних вошли еще славянские и греческие буквы. К концу VIII в. невмы вошли во всеобщее употребление на Востоке и Западе и вытеснили алфавитные, греческую и латинскую, системы нотописания. Первые записи крюковым знаменем относятся к XII в. В период нового истинноречия почерк безлинейных знамен значительно изменился. К середине XVII ст. относятся грамматика крюкового пения монаха Александра Мезенеца, а ко второй половине того же ст. — "Ключ" монаха Тихона Макарьевского, с объяснениями безлинейных крюковых нот знаменного роспева нотами линейными. В начале XVIII ст. ноты линейные получили преобладающее значение. См. Знаменный роспев.Н. Соловьев.
Значение слова КРЮКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КРЮКИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012