? профессор юриспруденции Московского университета и один из первых собирателей памятников древнерусской письменности, род. в 1752 г. в саксонском городке Триптисе, где отец его был пастором; учился в известной Лейпцигской St.-Thomas-Schule и на юридическом факультете Лейпцигского университета. Как и у многих немцев того времени, у него явилось желание попытать счастья в России. В 1773 г. он отправился в Петербург и сначала занимался частными уроками, а затем поступил учителем в Рeter-Schule. Здесь им очень дорожили и вскоре назначили инспектором. Знакомство с учеными кругами Петербурга доставило ему в 1781 г. звание корреспондента академии наук, а в 1782 г. он получил приглашение в Московский универсистет на кафедру юриспруденции, освободившуюся после смерти Дильтея. В Москве, с перерывом в три года (с 1783 по 1786 г. Б. был уволен в Германию), Б. профессорствовал 29 лет ? до 1811 г., когда вышел в отставку по "болезненным припадкам", от которых через год умер ? 25 мая 1812 г. Б. принадлежал к числу наиболее выдающихся профессоров Моск. университета, хотя печатные труды его по объему и числу незначительны. Он оставил после себя 6 речей на лат. и немец. языках и одно сочинение на русском ? "О горячке вольности" (М., 1793, в лист, 2 страницы). Из речей его замечательны две. В "Oratio de jurisprudentia ejusque docendae et discendae ratione" (М., 1782) Б. высказывает свой взгляд на юриспруденцию, который отличается широтой и ставит его бесконечно выше многих русских юристов не только того времени, но и 20-х и 30-х годов нашего столетия. Сын философского века, Б. смеется над казуистическим толкованием разрозненных законов и задачей науки считает только изыскание высших, руководящих начал права. Другая речь Б., "Oratio de Russia ante hoc saeculum non prorsum incul t a, nec parum adeo de litteris earumque studiis merita" (Б., 1796, in 4¦) представляет собой свод всего, что было сделано в то время по изучению древнерусской письменности. При этом оратор проводит идею о том, что и допетровская Русь имела свою культуру и свое просвещение, идею для своего времени до того оригинальную, что у многих явилось желание выдать его мысли за свои. Этим объясняются перепечатка и перевод речи Б. без указания источника, появившиеся в журнале д-ра Шредера "St.-Petersb. Monatsschrift zur Unterhalt und Belehrung" за 1805 г. ¦ 1 и в "Вестнике Европы" за 1807 г. ¦¦ 1 и 2. Любовь Б. к древнерусской культуре находилась в тесной связи с развившейся в нем с переселением в Москву страстью к собиранию русских древностей. Ему удалось составить себе одну из первых по времени коллекций рукописей, старопечатных книг, древних монет и вещей, коллекцию до того богатую, что после смерти собирателя она была оценена в 10000, сумму огромную при тогдашнем незначительном спросе на этого рода предметы. Но в 12-м году почти все (единственное в своем роде) собрание погибло. Исчезли также куда-то бумаги и неизданные сочинения ученого и трудолюбивого немца. "Каталог славяноросс. рукописей Б., погибших в 1812 г." напечатан В. Н. Каразиным "Чтениях моск. общества истории и древностей росс." за 1862 г., кн. 2.
Значение БАУЗЕ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое БАУЗЕ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012