Значение РОССИЯ. РУССКАЯ НАУКА: ФИЛОСОФИЯ И ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое РОССИЯ. РУССКАЯ НАУКА: ФИЛОСОФИЯ И ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАВА

Учение естественного права стало проникать в Россию с начала XVIII века. По приказанию Петра I была переведена книга Пуффендорфа "О должности человека и гражданина по закону естественному" (СПб., 1726); ее же придерживались профессор Академии наук Гросс и первый московский профессор Дильтей; самостоятельное изложение теории естественного права сделано В. Золотницким в сочинении "Сокращение естественного права" (СПб., 1764). Во второй половине XVIII в. является стремление к историческому изучению права: его держались А. Поленов и С. Десницкий. Воззрений Хр. Вольфа на естественное право придерживались проф. Московского университета Шаден, Баузе, Шнейдер. Проф. Петербургского университета Куницын в сочинении "Естественное право" (СПб., 1818—20) излагал учение Канта. Из философских учений, господствовавших в Германии в XIX стол., наибольшее значение среди русских юристов имело учение Гегеля; наиболее верным, хотя и самостоятельным последователем Гегеля является Б. Чичерин в своих соч. "Курс государственной науки" (1894—98), "Философия права" и др. Существует еще "История философии права" Пилянкевича (Киев, 1870). Университетским уставом 1884 г. упразднена самостоятельная кафедра истории философии права, и профессорам предоставлено читать необязательные лекции, но лишь в пределах древней истории. С конца XVIII в. началось преподавание энциклопедии права. Первоначально под этим именем подразумевался краткий обзор, конспект других юридических наук; затем энциклопедия получила характер самостоятельной дисциплины, имеющей своей задачей выяснение общей связи различных вопросов, изучаемых специальными науками в отдельности. Первыми в Р. профессорами юридической энциклопедии были Баузе, читавший свои лекции по Пюттеру, и Пургольд. Первым печатным курсом энциклопедии является сочинение Дегая "Пособия и правила изучения российских законов или материалы к энциклопедии, методологии и истории российского права" (1831). С изданием университетского устава 1835 г. энциклопедия права была введена в число обязательно преподаваемых предметов, причем она понималась как "общее обозрение систем законоведений". Из последующих сочинений большое научное значение имел в настоящее время уже устаревший труд Неволина "Энциклопедия законоведения" (Киев, 1839—40). Неволин — последователь Гегеля, хотя не безусловный; энциклопедия его состоит из философского введения, в котором выясняется понятие права, истории философии законоведения и истории положительного законоведения. Сочинение Рождественского "Энциклопедия законоведения" (СПб., 1863) имеет исключительно догматический характер; она состоит из философского введения в духе учения Фихте младшего и из обозрения содержания отдельных юридических наук. У новейших русских юристов почти общепринято отождествление энциклопедии права с общей его теорией: так, сочинение Капустина "Юридическая догматика" (1868), Ренненкампфа "Очерки юридической энциклопедии" (2 издания, Киев, 1880) и "Курс юридической энциклопедии" (2 издания, Киев, 1898) представляют только общее учение о праве; с точки зрения философской они имеют эклектический характер. Наиболее влиятельным профессором энциклопедии права был П. Г. Редкин, всегда стремившийся ставить свою науку в живое соприкосновение с современностью; перед смертью он издал 7 выпусков "Из лекций по философии права" (1889—91). Самостоятельными исследователями в области общего учения о праве являются Я. М. Коркунов и С. А. Муромцев. Первый напечатал "Энциклопедию права" (СПб., 1883) и "Лекции по общей теории права" (5 изданий, 1898); второй — Определение и основное разделение права" (М., 1879), "Учение немецких юристов об образовании права" (М., 1886) и др. Оба они в изучении права отводят широкое место историко-социологическим элементам. Ряд блестящих страниц по общим вопросам права содержится во введении к лекциям по гражданскому праву Н. Л. Дювернуа (СПб., 1889), являющегося противником иеринговской теории права. Таким же противником иеринговских воззрений выступил С. В. Пахман в речи "О современном движении в науке права" (СПб., 1882), на которую Муромцев ответил этюдом: "Что такое догма права?". Полемика эта обратила на себя внимание и за границей. "Энциклопедия права" Карасевича (1872) дает почти одно только введение. В "Очерках энциклопедии права" Деларова (1878, не оконч.) право рассматривается как один из элементов общественной жизни, наряду и в связи с ними. Статья проф. Зверева "Энциклопедия права в ряду юридических наук" ("Юридический вестник", 1880, № 1) в противоположность господствующему среди русских юристов мнению проводит взгляд о необходимости сохранить различие между философией и энциклопедией права. Из иностранных энциклопедий на русский язык переведены "Юридическая энциклопедия" Аренса (М., 1862—63) и "Энциклопедия государственных наук" Моля (1867).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.