у нас в России имеют долгую и изменчивую историю сообразно с поземельными владениями архиереев и их административными в судебными правами и обязанностями. С самого начала русской церкви еп. кафедры владели многочисленными недвижимыми имуществами и населенными местами. Не только хозяйственные заботы над землями и угодьями, но и управление лиц, населявших церковные земли, и суд над ними по многим делам принадлежал епископу. Кроме лиц духовных или живущих при церковных учреждениях и на церковных землях, епископскому суду подлежали и все светские лица по делам церковным и многим другим, например семейным. Благодаря всему этому дом архиерея представляет очень сложное учреждение: при нем находились многие чины с разными наименованиями для отправления разнообразных хозяйственных, административных и судебных обязанностей. Здесь были свои - епископские бояре, дворяне и низшие слуги разного названия: волостели - для управления вотчинами, десятильники - для суда церковных людей по делам гражданским и для сбора податей с духовенства и проч. должностные лица. Обстановка архиер. дома и количество должностных лиц при нем зависели от обширности и богатства епархии. Богатый и влиятельный во всех делах гражданских новгородский владыка, обладая обширными вотчинами, жил в богатых палатах, к дому его причислялись многие бояре, стольники, казначеи, волостели и разные низшие должностные лица, был даже свой полк под начальством своего воеводы. Еще разнообразнее штат должностных лиц был при митрополите московском. Двор его был устроен наподобие двора удельного князя. При нем были: бояре, стольники, конюшие, свой полк и проч. Кроме управления своей епархией, он управлял всей русской церковью и, кроме обычных для всех архиереев доходов с церквей и вотчин, имел доходы и с других епархий. Для всего этого, понятно, нужен был очень большой штат. А. двор патриарха, особенно со времен Филарета и при Никоне, был устроен по образцу царского двора. Здесь были: свечники, чашники, скатертники, хлебопеки, повара и проч.; иконописцы, книгописцы, резчики, позолотчики, певчие дьяки разных статей и проч.; бояре, окольничие, думные, тиуны, боярские дети, дворяне, дьяки и проч. По образцу царск. приказов явились патриаршие приказы для дел хозяйственных, административных и судебных; в каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяком и подьячими и решал дела с доклада патриарху. Подобные же приказы с этого времени появляются и при домах других епархиальных архиереев. По свидетельству Котошихина, церкви принадлежало 118000 дворов, а иностранцы считали в церковном владении 1/3 всей государственной территории. Государство издавна, со времен Иоанна III, стремилось ограничить как вотчинное владение церкви, так и судебные ее права. Существенно важное в этом отношении было сделано при Петре Великом. При нем очень ограничено было пользование доходами с церковных имений и в то же время многие дела, подлежавшие прежде церковному суду, перешли в ведение светской власти. Это значительно изменило обстановку архиер. домов. Многие служилые люди архиер. домов оказались теперь лишними, и с 1701 г. начался их разбор: одних взяли в военную службу, других - нешляхетского рода - записали в подушный оклад. При архиер. домах остались необходимые домовые служители и небольшое количество дворян, которые были подчинены общим законам о дворянах. Строгий контроль над расходами и доходами, постоянно новые требования на благотворительные учреждения и специальные подати с духовных имуществ продолжались и при преемниках Петра Великого, напр. при Анне Иоанновне архиер. домы обложены были особенною податью на содержание конских заводов, тогда устроенных в широких размерах, по страсти Бирона к лошадям. Все это сильно влияло на обстановку архиер. домов, которые быстро беднели. Окончательно был решен вопрос о церковных вотчинах вообще и в частности о владениях арх. домов при Екатерине II. В 1764 г. все церковные вотчины, имевшие 910866 душ, изъяты из церковного ведомства. Тогда же установлен был штат и для архиер. домов. Еп. кафедры были разделены на три класса. На 3 первоклассные кафедры с соборами было ассигновано 39410 руб. На 8 второклассных - по 5000 р.; лично архиерею - 2600 р. На 15 третьеклассных по 4232 р.; лично арх. 1800 р. На 2 викариатства - 8061 р. Не считая громадных доходов с церковных земель, государство получало с 1780 г. ежегодного оброка с церковных крестьян - 3370000 р., а на все церковные учреждения (архиерейские домы, монастыри, соборы, школы и проч.) ассигновало 40371 2 руб. Эти цифры наглядно говорят, что все церковные учреждения и в частности архиер. домы с этого времени должны были беднеть. Теперь арх. домы владеют землями и угодьями, которые тогда были оставлены за ними. Им не воспрещается приобретать всякого рода недвижимое имущество через покупку, завещание и дар частных лиц, но таковое приобретение получает законную силу не иначе, как по высочайшему соизволению на каждый отдельный случай. Земли и все вообще имущества находятся в полном владении архиерея. Он может через посредство консистории отдавать их в наем другим лицам, но не более, как на 25 лет. Доходы с земель находятся в полном распоряжении архиерея. Епарх. арх. не имеет права отчуждать земли и владения или променивать, кроме важных к тому побуждений, без разрешения Св. Синода и даже без высочайшего соизволения. Хозяйство архиер. дома управляется экономом, определение и увольнение которого зависит от архиерея. Эконом обязан отчетом архиерею и консистории. Консистория проверяет хозяйство при перемене эконома и смерти архиерея. При переводе арх. на другую кафедру консистория проверяет имущество арх. дома и только в том случае выдает архиерею квитанцию на выезд, когда архиерей даст объяснения относительно имущества и пополнит недостающее против инвентаря. Свита архиерея состоит - из эконома, духовника, крестовых монахов, ризничего, певчих и личного арх. секретаря; на этих лиц полагается особое содержание. - О теперешнем состоянии арх. домов - см. Т. Барсов, "Сборник действующих и руковод. церк. и церковно-гражданских постановлений..." (СПб., 1885, I т.); М. Горчакова, "История поземельных владений и управления арх. дом."; "О земельных владениях всеросс. митрополитов, патриархов и Св. Синода" (СПб., 1871) и его же, "Монастырский приказ" (СПб., 1868).
Значение АРХИЕРЕЙСКИЕ ДОМЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое АРХИЕРЕЙСКИЕ ДОМЫ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012