(Acta Sanctorum) ? общее название всех сборников древнейших известий о мучениках и святых Восточной и Западной церквей. Началом и первыми основаниями этой особенной отрасли церковной истории являются "A. Martyrum" ? известия о допросах, осуждении и казнении мучеников языческим начальством. Со времени гонения Деция (250) стали вести в Риме и в других местностях формальные церковные акты о судьбе мучеников, но от них дошли до нас лишь незначительные остатки, а равно мало осталось и от официальных римских президиальных актов, которые велись о каждом судебном деле. Тем богаче, однако, количество выдуманных, подделанных или в позднейшее время переделанных мученических актов, которые своими странными рассказами о чудесах и преувеличенными представлениями мучений святых служат обильной пищей благочестивому воображению, хотя зачастую они представляются переполненными ужасными анахронизмами и неверными историческими указаниями. Гораздо более значения в историческом отношении имеют древние календари, сохранившие лишь указание имен и дней празднования мучеников; древнейший из них ? римский календарь 354 года. Путем постепенного обогащения этих календарей биографическими заметками, относящимися к страданиям святых, возникли в VII и VIII столетиях, истекающие, конечно, отчасти из весьма смутных источников "мартирологии" лже-Иеронима, Бэды, Вандельберта, Рабана, Мавра, Адо, Усуарда, Ноткера, позднее "Martyrologium Romanum", изданное сначала Петром Гадесинием (Венеция, 1574), потом по приказанию Григория XIII ? Цезарем Баронием (Рим, 1686), и с тех пор несколько изданий (в последний раз Регенсб., 1847), так как и "минеи", или "минологии", греков ("Menologium Basilii imperatoris), издан. Аннибалом Альбани (3 т., Урбино, 1727) и так называемые великие минеи (в 12 т., названных по месяцам, Венеция, 1528 и след.). Отличить истину от неточностей попытался ? при тогдашних ограниченных средствах критики ? Рюинар в "A. primorum martyrum sincera" (Париж, 16 8 9 и след., последн. ? Регенсб., 1859). Наряду с этой мученической литературой развивалась уже с IV столетия другая, родственная ей отрасль церковной истории, в которой начали описывать жития отдельных лиц, отличающихся благочестивым поведением. Эти жизнеописания, число которых возрастало с каждым столетием, точно так же были собираемы в целые сочинения, имеющие первоначально лишь назидательную цель. К ним относятся, например, "Catalogus virorum illustrium" Иеронима (392), "Historia Lausiaca" Палладия (420) и др. Из позднейших греческих житий святых самыми известными стали собранные Симеоном Метафрастом (изданные Минье "Patrologie grecque", 114?116). Из латинских сборников этого рода заслуживает особого внимания "золотая Легенда", собранная Яковом из Ворагины (Виражио) в конце XIII столетия (в посл. раз издан. Грессе, Лейпциг, 1846) и выдержавшая в одном XV столетии 71 издание. В исходе Средних веков начали сопоставлять подобные сборники с ученою целью и уже отчасти с известным, конечно, еще очень недостаточным критическим взглядом. За первым подобным собранием, заключающим в себе сопоставление сведений о святых, сделанным Бонином Момбритием под назв. "Sanctuarium" (2 т., Венеция, 1474), последовало "Vitae Sanctuorum" Липомана (8 т., Рим, 1551?60) и Сурия (6 т., Кельн, 1569). Последний распределил жития святых по месяцам и дням. Однако все эти сборники были отброшены на задний план изданным в Антверпене обществом иезуитов под названием болландистов (см.) сочинением, получившим заглавие "A. Sanctorum", отличающимся полнотою материала и богатством ученых приемов. В нем находятся не только все существующие жизнеописания святых и мучеников, но и все заметки, которые встречаются в прежних сборниках или относятся к ним. Первая мысль об этом исполинском сочинении принадлежит иезуиту Гериберту Росвейду, который умер, однако, (1629) до приведения ее в исполнение. Первые тома были выпущены в свет Болландом и Геншем, после чего издание пошло своим порядком до 1794, когда со вторжением французов в Голландию работы должны были прекратиться. В новейшее время опять принялись за это издание, остановившееся на 53 томе; 1845 и 1854 появились 54 и 55 тома Вандермоера и фан Геке; 1858?1870 ? 56?60 тт., изданные последним в сотрудничестве с Боссюэ, де Бук и Карпентье; 1875 ? том оглавлений. Новое издание 54 первых томов этого сочинения вышло в 1863?69. Ср. Питра "Etudes sur la collection des actes des saints" (Париж, 1850).
Значение АКТЫ СВЯТЫХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое АКТЫ СВЯТЫХ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012