Значение слова КАНОНИЗАЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое КАНОНИЗАЦИЯ

Канонизация (canonisatio, от греч. Глагола kanonizein - узаконить) -узаконение, через особое, каждый раз, постановление высшей церковнойвласти, чествования церковью умершего подвижника веры и благочестия, каксвятого. Все христианские церкви (кроме протестантов) учат, чтохристиане, совершеннейшие по жизни и, особенно, оказавшие великие услугицеркви своей деятельностью, по кончине своей, как особенно угодившиеБогу, удостаиваются особенной Божьей благодати, и в сонме небожителейобразуют особенный класс - "святых человеков", которые молятся передБогом за живых собратий своих по вере, и которым последние должны, сосвоей стороны, воздавать молитвенное чествование. Для того, чтобычествование было непогрешительно и воздавалось лишь лицам действительносвятым, необходимо властное руководство церкви. В первобытной церквиветхозаветные патриархи или праотцы, ветхозаветные пророки, новозаветныеапостолы и мученики признавались святыми в силу самой принадлежности ихк этим категориям, так что отдельных постановлений о причислении их клику святых не требовалось; все дело ограничивалось внесением их имен, сведома или по распоряжению местного епископа, в диптихи и синодики, ирегламентацией празднований церковных в дни их кончины. С течениемвремени, из диптихов и синодиков имена святых были выделены в особыесборники - менологии (menologioi= месяцесловы) и календари (западноевидоизменение древнейших fasti), которые сначала в каждой епархии былисвои. Историческое свидетельство о вселенском чествовании всех апостоловвстречается не ранее IV в.; об общецерковном празднике в честь всех св.мучеников в первый раз говорится в одной из проповедей Златоуста, т.е.также в IV в. К тому же времени относится установление ряда церковныхпразднеств, как в честь событий из жизни И. Христа и Богоматери, так и вчесть святых. Установление празднеств в честь святых, исходившее отвысшей церковной власти, и составляет существовавший в древней церквивид канонизации святых. В том же IV веке обозначаются две новыекатегории святых, признание которых таковыми могло состояться лишь наосновании их личных качеств и заслуг: 1) преподобные, т.е. святые изиноков-подвижников, 2) святые отцы церкви и вообще святые иерархи.Некоторые преподобные, прославившиеся прозорливостью и чудесами,провозглашались святыми самим народом; иногда даже при жизни их в честьих строились храмы, напр. импер. Маркианом - в честь преп. Вассиана.Большей частью преподобные делались сначала святыми местно-чтимыми (всвоих монастырях или и в целых епархиях), а затем и общечтимыми, по меретого, как распространялись вести о совершённых ими при жизни или послесмерти чудесах, или о нетлении их останков. С большей легкостьюсовершалось причисление к лику святых лиц из высшей церковной иерархии:так, все архиепископы константинопольские, начиная с Митрофана (315 -325) до Евстафия (1019 - 1025), значатся святыми в святцахконстантинопольской церкви, за исключением тех из них, которые осужденыбыли как еретики или почему-либо удалены с кафедры. Сверх тридцатипервых пап, причисленных к лику святых потому, что все они скончалисьмученически, к местно-чтимым святым Рима отнесены двадцать шесть пап,следовавших один за другим с 296 по 526 г. До какой степениосмотрительно поступала церковь при возведении поместных иерархов всвятые всей церкви, это видно из того, что даже такие великие отцыцеркви, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, ГригорийБогослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский,Епифаний Кипрский, были признаны святыми всей церкви не ранее, как поуказу императора Льва Мудрого (886 - 911 г.). Еще одну категорию святыхдревней церкви составляют прославившиеся заслугами церкви и благочестиемцари - равноапостольные Константин и Елена, царицы Феодора, Пульхерия иФеофано, царевны Сосипатра и Анфиса. Не ранее, как в ХI в., императоромВасилием (976 - 1025) издан был общий менологий всех святых, чтимых навсем пространстве Греческой империи. Этот менологий лег в основаниепозднейших "святцев константинопольской церкви", вошедших в состав"святцев" Киево-Печерской лавры. Общие правила, которыми руководиласьрусская церковь, с самого своего начала, при К. своих святых, былиследующие. Главным основанием, по которому начиналось церковью дело опричислении того или иного подвижника к лику святых, служил во всевремена дар чудотворений, проявленный при жизни или смерти, а также (невсегда) - нетление телесных останков. Самая К. имела три вида.Подвижники благочестия признавались святыми: 1) местными в тесном смыслеслова, в м-рях или иногда в приходских црк., где почивали их останки; 2)местными в обширном смысле слова, т.е. чтимыми в целой епархии или, покрайней мере, в епархиальном городе; 3) общецерковными. Право К.местно-чтимых святых принадлежало епархиальному епископу, с ведениямитрополита (позже - патриарха) всея Руси, право признанияобщецерковными святыми - самим митрополитам или патриархам, при участиисобора русских иерархов. Местная епархиальная власть, получив сведения очудесах при гробе почившего подвижника и о начавшемся молитвенномчествовании его местным или пришлым населением и лично или черездоверенных удостоверившись в действительности чудес (а часто - и внетлении мощей), назначала торжественное богослужение в храме, в которомили близ которого находились телесные останки почившего; затемустанавливалось ежегодное торжественное церковное празднование егопамяти, в день его кончины или открытия мощей, составлялась особаяслужба (большей частью - с каноном и акафистом) в честь святого, а такжеего "житие", с изображением его чудес, удостоверенных формальнымдознанием церковной власти. Одновременно с тем износились из могилы еготелесные останки и полагались в храме в особенном украшенном гробе-раке,открытыми или закрытыми, иногда под спудом, т.е. под полом храма. Отначала русской церкви до наших дней различают четыре периода в историиК.: 1) до 1547 г.; 2) соборы 1547 и 1549 гг.; 3) от 1549 г. доучреждения синода и 4) от учреждения синода. До 1547 г. былоканонизировано в разное время всего 68 святых, из них сначала лишь семьв качестве святых всей русской церкви (св. Борис и Глеб, ФеодосийПечерский, митроп. Петр и Алексий, Сергий Радонежский и КириллБелозерский). Пред самым собором 1547 г. было причислено к лику святыхвсей русской церкви еще 15 святых. Остальные 46 святых до 1547 г.оставались местно-чтимыми, в тесном или обширном смысле слова. О первойрусской К. (Бориса и Глеба) рассказывают еще Иаков-мних и Нестор.Княгиня Ольга, хотя мощи её из могилы перенесены в церковь ещё приВладимире святом, и сам Владимир, хотя оба назывались ещё в древностиравноапостольными, были канонизованы в позднее, сравнительно, время:Ольга - в период еще домонгольский, Владимир - не раньше 1240 г., когдаему воздано было религиозное чествование в Новгороде. На московскихсоборах 1547 и 1549 гг., по инициативе Иоанна IV и митроп. Макария, былоодновременно канонизовано 39 святых: из прежних местно-чтимых святыхпричислено к лику святых всей церкви - 23, местно-чтимыми признано 8,впервые признаны святыми всей церкви 7 и местно-чтимым - 1. Обоимисоборами К. производилась "со всяким тщанием и испытанием о чудесах",совершённых канонизуемыми. С 1549 г. до учреждения синода тем жепорядком канонизовано 132 святых, скончавшихся, большей частью, задолгодо канонизации - в XV, XIV, XIII и даже XII в. Со времени учреждениясинода, в виду особенно распространившегося к тому времени суеверногочествования в простом народе разных святош, установлены были духовнымрегламентом самые строгие меры против такого чествования. С 1721 г. понастоящее время для общецерковного чествования канонизованы святыми:Феодосий тотемский; Димитрий, митрополит ростовский; Митрофан, епископворонежский; Иннокентий, епископ иркутский, и Тихон, епископворонежский. Каждая из этих канонизаций совершена на основанииисследования о чудесах от названных святых, произведенного на месте неместным только епископом, но особым комитетом из лиц, избранных св.синодом. - В 1539 и 1544 годах были два факта отклонения высшейцерковной властью ходатайств епархиальных епископов о причислении к ликусвятых двух благочестивых подвижников, которым уже пелись на местах ихнахождения молебны с стихирами и канонами и писались иконы, - понедостатку доказательств их чудотворений и по отсутствию нетления ихмощей. При патриархе Иоакиме были два факта отмены прежде состоявшихсяканонизаций, по тем же причинам, а также в виду перетолкованияраскольниками в пользу своего учения некоторых фактов их жизни. - Кромепричтения к лику святых, местно-чтимых или общецерковных, в древней Русиимело место молитвенное "почитание" усопших подвижников благочестия,составляющее вид религиозного культа вне канонизации. Над могилами таких"чтимых" народом подвижников воздвигались часовни, а если они погребеныбыли в самой церкви, то над местом погребения - особый катафалк. Этотспособ чествования не канонизованных подвижников веры и благочестияимеет место и в настоящее время; так например, в Киево-Печерской лаврепочитается прозорливец Досифей (умер в 1778 г.), тридцать лет пробывшийзатворником, в Саровской пустыни - игумен Пахомий, отшельники Марк иАлександр, старец Серафим, в Задонском монастыре - старец Георгий, вОптиной пустыни - Феофан (умер в 1819 г.) и недавно (в 1893 году)скончавшийся Амвросий. В западной церкви начало правильной К. относитсяко времени Карла В., который в своих капитуляриях постановил, чтобычествованию кого-либо святым предшествовало признание его святости покрайней мере местной церковной властью. Со времени папы Александра III(1181 г.) К. всех святых в католической церкви стала исключительнымправом папской власти. Папа Иннокентий III в 1215 г. узаконил, какнеобходимое условие К., удостоверение, через назначенных папой лиц, внетлении тела лица, предназначенного к К. В настоящее время для К. вримской церкви существует такой порядок. Если член церкви умер срепутацией человека безупречно благочестивой жизни, то в местности, гдеон имел пребывание, позволяется именовать его "блаженной памяти рабомБожиим" (piae memoriae servus Dei). Затем, по желанию населения и позаявлению местного клира и епископа, делается конгрегацией обрядов(congregatio ritus) троекратное исследование о его жизни, и если будетнайдено, что действительно эта жизнь была непорочная и святая, аособенно если окажется, что он при жизни или по смерти творил чудеса,ему усвояется название блаженного (beatus). Признание блаженным(beatificatio) может быть сделано не ранее, как через 50 лет послекончины данного лица. "Блаженный" признается лишь местно-чтимым святым.Если после того сделаются известными новые его чудеса, и они будут, вустановленном порядке, удостоверены, то ставится вопрос о канонизацииего уже в качестве святого всей церкви, и, в случае утвердительногорешения вопроса, сам папа, ex cathedra, провозглашает его святостьособой буллой, по установленной формуле. decernimus et definimus beatumN sanctum esse и т.д. Чинопоследование латинской канонизации находится вкниге: "Ceremoniale Romanum". См. Е.Е. Голубинский, "К. в Русскойцеркви", в "Богословском Вестнике" (1894); В. Васильев, "Очерк историиК. русских святых", в "Чтениях Моск. Общ. Истории и Древностей" (1893г., кн. 3-я). Н. Барсов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.