Значение ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Добр'ыни Ник'итича, м.

Богатырь в русском былинном эпосе, входящий в качестве среднего в богатырскую троицу вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем.

Энциклопедический комментарий:

Добрыня Никитич рожден в Рязани , в семье богатого купца. Мать Добрыни отдает сына , рано потерявшего отца , в учение. Добрыня поет , играет на гуслях , преуспевает в шахматах , побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана. Он выходит победителем и в стрельбе. Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение , а в Алеше Поповиче - "поповское" (духовное) , то Добрыня Никитич - воин. В былинах Добрыня действует вместе с Ильей , Алешей и иными богатырями или в одиночку. Противниками его становятся как принципиально враждебные существа вроде Бабы-яги или Змея Горыныча , так и богатыри своего круга. Он вступает в бой и с Дунаем , и с Ильей Муромцем , и с Алешей Поповичем , обманувшем жену Добрыни ложной вестью о его гибели. Но затем через посредников с каждым примиряется. Особой архаичностью выделяется былинный сюжет , в котором Добрыня Никитич вступает в сложный поединок со Змеем Горынычем. Сначала входит в воды реки , которая оказывается враждебной герою , удерживает его , пока Змей дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря. Вырвавшись на берег , Добрыня Никитич все же сокрушает Змея Горыныча "шапкой земли греческой". Здесь , по-видимому , в преобразованном виде отражается ситуация , связанная с крещением Руси , введением христианства , которое , с одной стороны , было чужеродной религией (из Греции - Византии) , а с другой - помогало в борьбе со злыми силами , в т. ч. и с язычеством , представленными в образе огнедышащего Змея.

Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка.