Значение УДАРЕНИЕ (АКЦЕНТ) в Лингвистическом энциклопедическом словаре

УДАРЕНИЕ (АКЦЕНТ)

— выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. У. — факт суп-расегментного фонология, уровня (см. Фонология); в зависимости от того, с какой сегментной единицей функционально соотносится У., различают словесное, еннтагматич. (тактовое) и фразовое ударение. Особый вид У. — логическое У., назначение к-рого — в смысловом подчеркивании наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении, ср.: «он дежурит?>/чон дежурит?». ФИЗИЧ. носитель У. — слог или мора; в тех случаях, когда физический и функциональный носители У. есьпадаюг, говорят о слоговых акцентах (см. Тон). Выделяется 3 фонетич. компонента У. (по преобладающему компоненту определяется фонетич. тип У.): 1) интенсивность, достигаемая увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха (основанное на этом свойстве У. называют динамическим, реже — экспираторным); 2) высота голосового тона (по этому признаку выделяется музыкальное У., к-рое может реализоваться в неск. разновидностях, напр. в восходящей и нисходящей); 3) длительность (по этому признаку условно выделяют третий тнп У. — количественное, но в чистом виде оно не зарегистрировано). Обычно в языках, имеющих У., сочетаются все указанные признаки, но значимость их бывает различной. Эксперименты показали, что, напр., носители рус. и англ. языков, считающихся языками с динамнч. У., воспринимают долгие гласные (или гласные с повышением топа) как ударные, т. е. интенсивность для них — не единств, признак У. Установлено, в частности, что-для рус. У. длительность — важнейший компонент, поэтому русские склонны воспринимать чеш. слова с долгим 2-м слогом типа motyl 'бабочка' как имеющие У. на 2-м слоге, хотя в действительности У. в чеш. яз. всегда на 1-м слоге. В языках с противопоставлением долгих и кратких гласных признак длительности, не участвуя в создании эффекта У., может влиять на реализацию его разновидностей; так, в др.-греч. яз., имевшем музыкальное (тонич.) У., нисходящая разновидность У. (циркумфлекс) была возможна только на долгом слоге, в отличие от восходящей (акута), допустимой как на долгом, так и на кратком слогах. В отд. языке представлен, как правило, один фонетич. тнп У.; довольно редки случаи сосуществования разных типов, как в швед, яз., где отмечается динамическое н музыкальное У. (оба могут присутствовать в одном и том же слове, но динамнч. У. при этом тяготеет к начальному слогу), или в дат. яз., где наряду с динамнч. У. в нек-рых словах есть т. наз. толчок (stod) — У., осложненное гортанной смычкой (предположительно— остаток прежнего музыкального У.). Известны языки, в к-рых вообще не отмечено У. (напр., палеоазиатские). Обычно в языках с У. каждое знаме-нат. слово имеет У., и притом единственное; в нек-рых языках в многосложных словах возможны два У. одного типа, из них одно — главное, другое — второстепенное (напр., в английском, немецком, ср. англ. competition 'соревнование' с гл. У. на 3-м слоге и второстепенным У. на 1-м слоге). Наряду с обязательно ударными словами (ортотоническнмн) выделяются обязательно безударные — энклитики, к ним относятся артикли, предлоги, послелоги, частицы. В определ. условиях, однако, нек-рые из таких слов могут в составе фразы «пе-ретягивать> У. со знамеиат. слов (ср. «поводу», но «по ягоды»). Такое смещающееся У. в индоевроп. языках наз. р е-ц е с с и в н ы м (Е. Курнлович). Оно наблюдается в тех знаменат. словах, к-рые в праслав. эпоху принадлежали к группе т. наз. э н к л и н о м е и а (называемых так вслед за Р. О. Якобсоном, т. е. не имевших обязат. У., что отражено в фольклорных конструкциях типа «синё море» с одним У.). Кроме фонетич. типов У. различаются структурные типы — по характеру расположения У. в структуре слова: при этом важно учитывать два аспекта — фо-нологич. (слоговую или морную) и морфо-логнч. структуру. Применительно к слоговой структуре слова говорят о с в о -бодном и связанном У.: свободное У. может падать на любой слог, связанное — на определенный. Связанное У., в свою очередь, может быть представлено двумя подтипами: фиксированное У. (имеющее единств, постоянное место) и ограниченное У. (имеющее определ. зону локализации). Примеры свободного У.— в рус, англ. языках; связанное фиксированное У.— в чеш., венг. языках (на 1-м слоге), связанное ограниченное — в лат. яз. (отстояние У. от конца слова = 1 слог + 2 моры, ср. divido 'разделяю' -divisi 'разделил': в первом слове У. на 2-й море 1-го слога, во втором — на 1-й море 2-го слога), аналогичный тип У.— в др.-греческом, где расстояние между ударной морой и конечной морой не может превышать один слог. Свободное динампч. У. способно вызывать качеств, и количеств, изменения гласных в составе слова, известные под назв. редукции, происходящей, напр., в безударных слогах в рус. и англ. языках. Это, однако, наблюдается не всегда, и У., к-рое вызывает редукцию, называют иногда (С.И.Бернштейи) сильноцент-рализующим, в противоположность сла-боцентрализующему, т. е. не вызывающему изменений вокализма слова. В рус. яз. редукция регулируется форм у-лой Потебнн: ...12311..., где цифры означают соотв. степень полнозвучности слога в слове, считая от ударного (3). Внешне аналогичный подход используется в порождающей фонологии Н. Хомского — М. Халле (ал. Генеративная лингвистика), в к-рой вводится понятие акцентного контура слова с градацией степеней ударности слогов от одного (главное У.) до четырех (безударность). Применительно к морфолошч. структуре слова валено различать подвижное и неподвижное (постоянное) У.; эта характеристика имеет фундаментальное значение в славянских и балтийских языках. Подвижность означает, что в пределах морфологнч. парадигмы У. в разных словоформах может быть то на основе, то на окончании. Тем самым наряду с формальными словонзменнт. парадигмами складываются акцентные парадигмы, служащие дополнит, средством различения грамматнч. форм (а иногда и единственным, ср. «ок- на — окна»). Подвижность может проявляться либо в полупарадигме (напр., у слова «рука» в полупарадигмах ед. и мн. ч., ср. «рука — руку», «руки — руками»), либо между полупарадигмами, когда внутри каждой из иих У. к о л о н-н о е (неизменное), ср. формы слова «дело» (колонное У. на основе в ед. ч. и колонное У. на флексии во мн. ч.). Если словоформа содержит нулевое окончание, ей приписывается т. наз. у с л о в-н о е У. (А. А. Зализняк), напр. у слова «стол» в им. п. ед. ч.— нафлективное, а у слова «дом» — наосновное. Акцентные парадигмы обобщаются в акцентные типы; напр., для слав, языков установлены 3 типа: 1) постоянное У. на основе (корне) — тип А (баритони-р о в а н н ы й), 2) постоянное У. на флексии (посткорневом элементе) — тип В (окситонированный), 3) подвижное У.— тип С (п о д в и ж-н ы й). В истории языка акцентные типы подвержены изменениям. Изменяться могут также и общие структурные и фонетич. типы У. Так, в слав, языках наблюдается переход от музыкального У. к динамическому в русском, украинском, белорусском, польском, от свободного (подвижного) к связанному (постоянному) — в чешском, польском. Языки, имеющие единств, оппозицию «ударность — безударность», называ- ются монотоническимн (моноакцентными); языки, имеющие также оппозиции фонетич. типов У., называются политоническими (полиакцентными). Само У. исторически может развиваться из тона; такой путь предполагается, напр., для индоевроп. языков (тон -* муз. У. —> динамич. У.). У. выполняет в языке разл. функции. Общей для всех типов и видов У. является кульминативная функция — обеспечение цельности и отдельности слова путем просодич. централизации его слого-звуковой структуры (выделение просодич. центра слова). Свободное и ограниченное У. способно выполнять сигнификативную функцию, различая, кроме грамматич. форм, также лексемы и лексико-семантич. варианты слов (ср. рус. «замок — замок»; др.-греч. phoros 'налог' — phoros 'несущий', eimi 'я есть' — eimi 'иду'; нем. ubersetzen 'переправлять' — ubersetzen 'перево- дить'; англ. perfect 'совершенный' — perfect 'совершенствовать'). Связанное (особенно фиксированное) У. выполняет делимитативную (разграничительную) функцию, отмечая границы слов. У. любого типа может выполнять также экспрессивную функцию, будучи элементом интонации фразы и соотносясь с прагматич. значениями (см. Прагматика). Функции У., структура акцентных парадигм и их история изучаются в акцентологии. Словесное У. играет важную роль в ритмич. структуре поэтической речи, взаимодействуя с метрикой стиха. 9 Трубецкой Н. С, Основы фонологии, пер. с нем., М., I960; Тройский И. М., Др.-греч. ударение, М.— Л., 1962; Зализняк А. А., Рус, именное словоизменение, М.. 1967; его же, От праслав. акцентуации к русской, М., 1985; 3 и н л е р Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979; Дыбо В. А., Слав, акцентология, М., 1981; К а се внч В. Б., Фо-нологич. проблемы общего и вост. яз-знанпя, М.,1983; Kurytowicz J., L'accen-tuation des langues indoeuropeennes, Wroclaw— Krakow, 1958; Garde P., L'accent, P., 1968; Martinet A., Accent et tons, в его кн.: La linguistique synchronique, 3 ed., P., 1970; Lehiste I., Suprasegmentals, Camb. (Mass.)— L., 1970; Jakob son R., Die Betonung und ihre Rolle in der Wort- und Syntagmaphonologie, в его кн.: Selected writings, 2 ed., v. 1, The Hague — P., 1971; H у m a n L. M., Phonology. Theory and analysis, N. Y.— [a. o.], 1975; см. также лит. при ст. Акцентология. В. А. Виноградов.

Лингвистический энциклопедический словарь.