Ударение (лат. Ictus = удар, У.). - Под этим грамматическим терминомразумеются разные оттенки силы и музыкальной высоты звука, наблюдаемые вречи. Смотря по тому, рассматриваем ли мы эти оттенки внутри одногослога, или внутри целого слова, или, наконец, внутри целого предложения,различают и разные виды ударений: У. слоговое (нем. Silbenaccent), У. вслове (Wortaccent) и У. в предложении (Satzaccent). Во всех этих видахУ. одна часть слога, слова или предложения может быть выделена иотличена от других двумя способами: повышением голоса или его усилением.При первом способе получается так наз. музыкальное У. (лат. accentus,перев. с греч. proswdia), которое получает также название хроматическогоили тонического (у немцев musikalischer, chromatischer Accent). Привтором способе, основанном на большей силе воздушного тока, выдыхаемоголегкими, мы имеем так назыв. экспираторное или динамическое У. (нем.Expiratorischer, dynamischer Accent), которому именно и отвечаетпервоначальное понятие латинского термина ictus. Наша терминология неделает разницы между этими обоими видами У. и называет их одинаково У.или акцентом, прибавляя только то или другое определение (музыкальноеУ., экспираторное У.). Оба вида У. имеются рядом во всех языках. Такихязыков, которые имели бы только одно экспираторное У. или одномузыкальное, не встречается; можно только говорить о большем или меньшемпреобладании одного типа У. над другим в том или другом языке. Нашерусское У. имеет преимущественно экспираторный характер, хотямузыкальные разницы в высоте между ударенным и неударенными слогами, илимежду известными словами в предложении, не чужды и нашему языку.Напротив, сербское У. - преимущественно музыкальное, хотя в сербском яз. имеются идинамические отличия ударенных слогов от неударенных. Из индоевропейскихязыков преимущественно экспираторное У. свойственно былодревнеиталийским, кельтскому, германскому, армянскому, преобладание жемузыкального У. по разным соображениям может быть приписано санскриту идревнегреческому яз. В истории этих языков наблюдается нередко сменаодного преобладающего типа У. другим; так, напр., новогреческий языкобладает преимущественно экспираторным У., тогда как у его предка -древнегреческого - особенно развито было музыкальное У. Все разницы У.имеют относительный характер и вполне независимы от абсолютной силы иливысоты голоса во время речи. Известное слово или предложение может бытьпроизнесено громко или тихо, с высоким тоном голоса или низким, ноотносительные различия в силе или высоте между отдельными слогами словаили словами предложения будут соблюдаться при любой абсолютной силе иливысоте голоса. Явление У. тесно связано и с различием слогов в отношениидолготы или краткости, т. е. с так назыв. количеством слогов, вследствиечего нередко и рассматривается в связи с последним. Даже в языках,утративших так наз. долгие гласные, наблюдается разница в количествеслогов ударенных и неударенных. Так, в великорусском наречии, особенно впроизношении образованного класса, основанном главным образом намосковском говоре, наблюдается несомненное различие в количестве слоговударенных и неударенных: гласный о в вин. ед. воду дольше, чем неясное ав имен. ед. вада, а это последнее в свою очередь дольние совсем неясногогласного ъ в форме въд'еноj(=водяной). Долгота гласных при У. в открытыхслогах имеется и в современном немецк. яз. (ср. Lage, Knabe, Leben, ohneи т. д.), но в слогах неударенных она не наблюдается. В индоевропейскихязыках У. является главным средством образования слогов, слов илипредложений. Только оно объединяет отдельные звуки в слоги, слоги - вслова, слова - в предложения. Обыкновенно различаются три ступени как вэкспираторном, так и в музыкальном У.: в первом - главное У. (нем.Haupton или Starkton), побочное У. (Nebentoii) и отсутствие У.(неударенный звук, слог или неударенное слово =так назыв. энклитика, см.нем. Schwachton, Unbentontheit); в музыкальном У. - высокий тон иливысокое У. (нем. Hochton), средний тон или среднее У. (нем. Mitteltonили Ebenton) и низкий тон или низкое У. (нем. Tiefton). В терминологиисовременной лингвистической литературы наблюдается, впрочем, большаяпестрота и невыдержанность. Так, у нем. лингвистов нередко можновстретить термины Hochton и Tiefton, имеющие очевидно музыкальныйхарактер, и в применении к различиям экспираторного У. Те или другиеученые, в силу индивидуальных особенностей и вкусов, вводят свои новыетермины для некоторых понятий, уже определенных и выраженных в своевремя в соответствующих терминах. Это объясняется тем, что явления У.вообще и в историческом развитии индоевропейских языков только начинаютразрабатываться научно. При более тонком анализе У. можно различать ипромежуточные ступени, в роде более сильного и более слабого побочногоУ., повышенного или пониженного среднего тона и т. д. Наконец,различается У. свободное, могущее стоять на разных частях слова, инеподвижное, закрепленное за известным слогом. Так, индоевропейскийпраязык обладал свободным У., которое перешло и в некоторые отдельныеиндоевропейские языки (санскрит, древнеиранские языки,балтийско-славянский, прагерманский), впоследствии, однако, многое изэтой свободы У. утратившие. Древнеиталийские языки и греческийпретерпели ограничение первичной свободы У. посредством так наз. "законатрех слогов", по которому У. могло стоять и на 3-м слоге от конца, еслитолько второй слог от конца не был долог; в этом последнем случае У.должно было переходить на долгий слог. Из литовских языков латышскийзакрепил У. за начальным слогом слов, что сделали и отдельные германскиеязыки, а из славянских - чешский и лужицкий; из других славянских языковпольский получил У. на втором слоге с конца, а из романских языковфранцузский заменил сравнительное разнообразие латинского У. (ужескованного законом трех слогов) неподвижным У. на конечном слоге слова.Из славянских языков сохранили свободное У. русский, болгарский,сербский, словинский, полабский и кашубский, а из балтийских - литовскийи древнепрусский. У литовско-славянских языков сохранилось еще оченьмного черт, свойственных У. индоевропейского праязыка. В слоговомэкспираторном У. наблюдаются следующие отношения: сколько бы ни входилозвуков в состав известного слога, только один из них является носителемслогового У. и получает, поэтому, название слогового звука или сонанта.Такими сонантами могут быть и гласные, и согласные. Внутри одного слоганапряжение экспиративного тока может быть не одинаково, но колебаться вразных отношениях. Момент наибольшего напряжения немецкие фонетикиназывают вершиной слога (SiIbengipfel или Expirationsgipfel); при этомможно различать главную и побочные вершины слога. Если последних в слогене наблюдается, то он получает название одновершинного (eingipfligeSylbe). В таких одновершинных слогах различают следующие разновидности:1) падающее или ослабевающее У. (fallende Betonung), которое можноназвать также сильноначальным: главный напор экспиративного тока лежит вначале слога (обозначается: `), 2) восходящее (steigende Betonung),усиливающееся или сильноконечное У., когда с большей силой произноситсяпоследний звук слога (обозначение:') и, наконец, 3) восходяще-падающее(steigend-fallende Betonung), когда вершина находится посредине слога(обозначение: ^ ). В слогах "двухвершинных", при постепенном возрастаниисилы экспиративного тока, начиная с начала слога, наблюдается некоторое,в общем незначительное, ослабление ее перед самой вершиной слога или,наоборот, при постепенном ослаблении экспиративного тока после вершиныслога замечается некоторое незначительное усиление названного тока.Такое У. обозначается обыкновенно посредством знака Ударение и производитнередко впечатление двусложности, почему в метрике нередко такие слоги исчитаются за два слога. Подобное явление свойственно, напр., ведийскойметрите, где такие формы, как вин. ед. dyam, считаются за двусложные.При музыкальном слоговом У. наблюдаются три главные формы,комбинирующиеся друг с другом в разных сочетаниях: 1) ровный тон, 2)восходящий или повышающийся тон и 3) падающий или понижающийся тон.Различные комбинации этих форм - восходяще-падающее У.,падающе-восходящее или восходяще-ровное. При этом высота тонараспределяется не только на гласные или сонанты слога, но и на всезвонкие звуки, входящие в его состав. Образчики подобного У. имеются всербском языке при долгих гласных: восходящее У. в глава, сабор, вино(как бы глаава, виино), нисходящее в тело, глад, пир (как бы теело,глаад, пиир). Названия разных видов греческого акцента также восходят кподобным различиям: греческое "острое" У. (греч. oxeia, лат. acutus)было восходящим музыкальным акцентом; греческое "тупое" У. (греч.bareia, лат. gravis, собственно = тяжелое, низкое) простосвидетельствовало об отсутствии высокого тона и никакого специальногорода У. не обозначало; напротив, так назыв. "облеченное" (греч.perispwmenh, лат. circumflexus) имело скорее восходяще-падающийхарактер. Особенно развито музыкальное или тоническое У. в китайском иродственных ему языках, где, благодаря разным формам тоническогоакцента, один и тот же слог получает разное значение. Музыкальным У.обладают также литовский и шведский языки. Литовский имеет, подобносербскому, восходящие и нисходящие слоги, напр. в лит. varpa=колос У.лежит на гласном а и падает к концу слога var-; напротив, в лит.varpas=колокол, У. повышается к концу слога var- вершина его приходитсяна согласный r. Слоговое У. претерпевает известные передвижения иизменения в предложении. Первоначально каждый слог имеет свое У.: напр.односложные слова ты, был, там одинаковы по своим слоговым У., но впредложении ты был там У. предложения может находиться на любом из трехего членов, в зависимости от того или другого оттенка выражения: ты былтам? ты был там? ты был там? Каждое предложение распадается на такты,которые получают различные оттенки У. и внутри которых отдельные слогитакже могут представлять различные оттенки У. Иногда эти такты совпадаютс теми сочетаниями слогов, которые мы называем словами, напр.: | буря |воет |, | собака | бежала | и т. д.; но гораздо чаще случаи, в которыхнесколько слов сливаются в один такт, напр. | ябыл | увас |вчера-вечером | и т. д. В истории звукового строя индоевропейских языковУ. играет очень важную роль, значение которой особенно сознаносовременными лингвистами в последнее десятилетие истекшего XIX стол.Целый ряд фонетических процессов получает разное течение при том илидругом типе У. Учение об У. - так назыв. акцентолгия - начинает,поэтому, занимать видное место в современной грамматике индоевропейскихязыков. Из европейских ученых особые заслуги в этой области оказали:Вернер, Сиверс, Wheeler, де Соссюр, Лескин, Вакернагель, Кречмер,Штрейтберг, Гирт, из русских - Фортунатов (один из первых пионеров вэтой области), Мазинг, Брандт, Богородицкий, Шахматов, проф. О. Яунис(лучший знаток литовского У., имеющего первостепенную важность дляопределения индоевропейской системы У.). Литература. Sievers, "Grundzuge der Phonetik" (Лпц., 4 изд., 1893,главы 28 - 33: общий обзор явления с физиологической точки зрения);Hirt, "Der indogermanische Akzent" (Страсбург, 1895: "Общий очерк"учения об У. в истории индоевропейских языков; приведена и подробнаябиблиография вопроса, представляющая, впрочем, значительные пробелы вславянской литературе). С. Б - ч.
Значение слова УДАРЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое УДАРЕНИЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012