Значение ЕВРОПЕЙСКАЯ ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ в Лингвистическом энциклопедическом словаре

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

— совокупность методов и принципов описания и изучения языка, исторически сложившаяся в пределах европейской науки и культуры. Несмотря на большое кол-во школ и направлений, существовавших в Е. я. т., она в целом представляет собой единую линию развития науки о языке («западная» традиция) в противоположность разл. «восточным» традициям, особенно развивавшимся независимо от античной языковедческой традиции, к к-рой исторически восходит Е. я. т., возникшая после крушения Зап. Рим. империи, в эпоху европ. средневековья, и складывавшаяся на базе т. наз. т р и в и я: латиноязычных грамматик, риторик (включая поэтики), а также логич. учений («диалектик»). Эта система формировалась в 6 в. как часть «энциклопедии», или «семи свободных искусств», состоявших из тривия и квадривия (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Считается, что канонизация антич. знания была впервые проведена Капеллой и Боэцием; впоследствии были канонизированы грамматики Элия Доната и Присциана, наиболее важные лат. риторики, поэтики и логич. трактаты. Боэций перевел на латынь осн. тексты Аристотеля, относящиеся к логике, прокомментировал его трактаты «Категории» и «Об истолковании». Эти сочинения легли в основу развития логич. учений в Европе. Современник Боэция Кассиодор составил энциклопедич. компиляцию лат. трудов по «словесным иск-вам», к к-рым ои отнес грамматику, риторику с поэтикой и логику. В развитии Е. я. т. в Зап. Европе можно выделить неск. этапов: 1) 6—12 вв., период усвоения лат. наследия и рождения схоластич. логики, причем грамматика рассматривалась как вспомогат. дисциплина, служащая целям практич. овладения чтением н письмом; 2) 13—14 вв., или т. наз. предреиессансный период, когда европ. ученые более широко и углубленно знакомились с подлинными сочинениями Аристотеля и когда делались новые, более точные переводы логич. трактатов греч. мыслителя; грамматика из вспомогат. дисциплины становится частью философии, ключом к пониманию природы человеческого мышления. В этот период формируется концепция филос. грамматики, противопоставленной грамматике практической. Создаются грамматики греч. и др.-евр. языков (Р. Бэкон). Пётр Гелийский комментирует грамматику Присциана в соответствии с тема изменениями, к-рые претерпел лат. яз. На основе логич. идей Петра Испанского (13 в.) возникает крупнейшая логико-грамматич. школа «модистов» (см. Логическое направление); 3) 15—16 вв., или ренессансный период, когда возникает интерес к нац. языкам, стремление «обогатить ц прославить» их наряду с «классическими» (греческим и латынью). Канонич. тексты переводятся на лит. языки на нар. основе, создаются первые грамматики этих языков. Возникает проблема специфики строя отд. языков и ее отражения в грамматиках. В Италии, Испании, позже во Франции (1634) и ряде др. стран Европы возникают академии, занимающиеся вопросами языка, его изучения и нормирования. Это значительно обогащает Е. я. т., способствуя формированию на ее основе самостоят, языковедч. традиций в ряде стран. Создаются предпосылки для рождения науки о языке, отличной от традиц. иск-в речи; 4) 17—18 вв., или «рационалистический» период. Происходившая в то время в науке «декартовская революция» повлияла на филологов, заставив их искать новые, «основанные на разуме», т. е. логико-рационалистические, принципы исследования языка. Возникла «грамматич. наука» как область изучения общих и неизменных свойств человеческой речи, противопоставившая себя традиционному «грамматическому искусству» (см. Универсальные грамматики). В этот период были сделаны наблюдения о родстве языков и подготовлена почва для рождения сравнительно-исторического языкознания. Указанные этапы и направления характеризуют в основном зап.-европ. ветвь развития антич. языковедч. традиции; за этой ветвью и закрепилось представление о Е. я. т. Но помимо зап.-европейской антич. традиция дала и др. ответвления, напр. греч.-визант. языковедч. традицию и непосредственно восходящие к ней вост.-слав., груз, и арм. традиции, возникновение к-рых связано с ранне-средневековым разделением Европы на западную и восточную. К 9—11 вв. усилился процесс разграничения двух наиболее крупных культурных регионов в Европе — греко-славянского и ром.-германского, чему в известной мере способствовало разделение христ. церкви на восточную и западную. Страны Вост. Европы находились под влиянием греч.-визант. традиции; развитие письменности и лит-ры в них, а также яз-знаиия характеризуется по сравнению с зап. ветвью следующими особенностями: 1) наличием собств. письменностей, отличных от греческой и латинской; 2) ранними, начиная с 5 в., традициями перевода книг Священного писания и создания в этой связи канонич. языков на нар. основе (см., напр., Старославянский язык); 3) более слабым развитием диалектич. логики и общей методологии науки. Тенденции к синтезу зап. н вост.-европ. традиций, обусловленные в значит, степени их общими истоками, наметились в 16—17 вв., но особенно ярко проявились а эпоху Просвещения. Колонизация европейцами значит, территорий др. континентов привела к тому, что с 15—16 вв. начинается перенесение принципов Е. я. т. на неевроп. регионы. Христианизация завоеванных колоний, требовавшая перевода Библии н др. ре-лиг, лит-ры на местные языки, привела к созданию т. наз. миссионерских грамматик, описывавших эти языки на базе методов и принципов европ. традиции. Подобные опыты, с одной стороны, расширили кругозор европ. филологов, способствовали развитию понятийного строя европ. науки о языке, а с другой — стимулировали процесс развития новых, внеевроп. лингвистич. традиций на базе Е. я. т., в т. ч. таких крупных, как сев.-американская (США, Канада). 9 Конрад Н. И., Запад и Восток. Статьи, М., 1972; Амирова Т. А., Оль-ховиков Б. А., Рождественский Ю. В.. Очерки по истории лингвистики, М., 1975; История лингвистич. учений, [2]. Ср.-век. Восток, Л.. 1981; История лингвистич. учений. Ср.-век. Европа, Л., 1985; Ольховиков Б. А., Теория языка и ввд грамматич. описания в истории яэ-зна-ния, М.. 1985; Robins R. Н., Ancient and mediaeval grammatical theory in Europe with particular reference to modern linguistic doctrine, L.. 1951; CTL. 1972, v. 9 (Linguistics in Western Europe); Jacob A.. Genese de la pensee linguistique, P., [1973]; Ash-worth E. J., Language and logic in the Post-medieval period, Dordrecht — Boston, [1974]; CTL, 1975, v. 13 (Historiography, of linguistics); P ad ley G. A.. Grammatical theory in Western Europe 1500—1700. The Latin tradition, Camb.— [a. o.]. [1976]; его ж е. Grammatical theory in Western Europe 1500—1700. Trends in vernacular grammar. 1, Camb., 1985; Hunt R. W., The history of erammar in the Middle Ages. Amst.. 1980. H. Ю. Бокадарова,

Лингвистический энциклопедический словарь.