Ислам (т.е. "предание себя" человеком Богу) - есть, по Мухаммеду,открытое исповедание возвещенной им религии. Она требовала веры вединого всемогущего и милосердного Бога (Аллах), в божескоепредопределение судеб и поступков людей, в избрание Мухаммеда, какниспосланного всему человечеству "по определению пророков", в загробнуюжизнь после смерти, в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду, ввоскресение мертвых и "страшный суд". Мухаммед, в первое время своейдеятельности называвший себя воссоздателем и преобразователем чистойрелигии, откровением переданной Аврааму, выводил свое учение изсвященных книг Иудеев и христиан, о содержании которых он имел, впрочем,самые смутные и превратные представления, через монахов и полуученыхиудеев; он распространял мнение, что эти книги, в которыхпредвозвещалось его появление и призвание, искажены "обладателямиписания" (так называл он иудеев и христиан); он требовал признанияпрежних откровений (тора, псалтирь, евангелие) и веры в посланных донего пророков, от Адама до И. Христа. По отношению к христианству онрезко восставал против веры в божественность И. Христа, как Сына Божия,по отношению к иудейству - против обрядных стеснений, из которых он,однако, заимствовал, вместе с некоторыми другими, запрещение употреблятьв пищу свинину, к чему прибавил еще запрещение вина. Учение Мухаммеда овере и нравственных обязанностях развивалось постепенно в течение егодеятельности. Между тем как учение о вере пророк преподал в первыйпериод ее, в Мекке; установление обрядностей относится большею частью ковремени его пребывания в Медине. В последнем отношении сделаны былисначала некоторые уступки иудейским религиозным обрядам - пост в 10-йдень первого месяца, обращение к Иерусалиму; но они, ввиду упорногонежелания Иудеев поддержать учение Мухаммеда, вскоре были отменены.Основные обязанности, налагаемый И., следующие: 1) вера в то, что нетдругого Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед есть посланный Аллаха; 2)пятикратное ежедневное совершение установленного богослужения (салат);3) взнос в пользу бедных в общественную казну (зекят); 4) пост впродолжение месяца рамадана; 5) паломничество в Мекку. Одновременно сритуальными обязанностями были установлены и некоторые сопровождавшие ихцеремонии (омовение перед молитвою, призыв к молитве); по отношению кпаломничеству были, в общем, сохранены практиковавшиеся в языческиевремена обычаи, значение которых было, однако, изменено и истолковано вмонотеистическом духе. Наряду с этими обязанностями требуется борьба сневерными (джихад) и насильственное распространение И. Мухаммед считалсвою религию призванною быть достоянием всего человечества, всемирнойрелигией, в себе самом он видел пророка не арабов только, а всегочеловечества. Для обращения язычников в И. надо прибегать к самымкрайним мерам; отказываясь принять его, они лишаются права на жизнь;"обладатели писания" (иудеи, христиане, перс. огнепоклонники в сабейцы)могут быть терпимы, если платят известный налог (джизья). Нравственноеучение И. основано на Иудейском и христианском учении и в существенныхчертах ничем от них не отличается. Оно может быть оценено по достоинствутолько в сравнении с социальным и нравственным мировоззрениемаравийского язычества. Между тем как последнее основывалось на племеннойобособленности и воспитывало в людях сознание долга отмщения, И., всвоем первоначальном виде, проповедовал равенство всех правоверных безразличия племени и расы, отвергал все нравы и обычаи, основанныеисключительно на племенной розни, и провозглашал терпимость и кротость.Он осуждал варварские нравы арабов, в особенности распространенный умногих племен обычай хоронить заживо новорожденных женского пола;запрещение вина и некоторых азартных игр имело целью развитиеумеренности и серьезного отношения к жизни. Тем не менее И. решительноотвергает аскетизм; он одобряет позволительные наслаждения в жизни, абезбрачие ему противно. Неограниченную полигамию он стесняет разрешениемиметь лишь четырех законных жен, а процедуру развода весьма легкую уаравийских язычников подчиняет известным ограничивающим формальностям изаконам. Правовое положение женщины решительно выиграло чрез И.;появившееся в позднейшие времена в магометанском мире униженноеположение женщины есть результат социальных влияний, основанных насношениях с народами, обращенными в И. Гаремы и евнухи созданы не И.Источник учения И. есть прежде всего коран, в который требуется веритькак в подлинное откровение Божие. После смерти пророка были признанырелигиозно обязательными все сохранившиеся его поучительные изречения(хадис) и приписывавшиеся ему поступки. Мировоззрение и образ действийдревнейшего магометанского поколения также стали почитаться руководствомв религиозной жизни. Все эти сохраненные преданием моменты называютсяобщим именем сунна (обычай); естественным следствием ее является иджма,т.е. consensus ecclesiae по отношению к вере и ее постановлениям. К этимглавным источникам учения о вере и законах И. присоединился в высшихшколах методический принцип кияса, т.е. вывод заключений. На этой почвесоздалась система магометанского закона - работа, законченная вбогословских школах уже во II в. существования И. Очень рано проявились в И. и зачатки сект. Первоначально сектывозникли из политических партий, разногласия которых вращались околовопроса об имамстве, т.е. о том, кто имеет право быть наследником властипророка (халифом) над обществом правоверных (муслимун). Между тем какодни высказывались за выборный халифат, которому первые преемникиМухаммеда были обязаны своею властью и которого законность опиралась навсеобщее признание (иджма) правоверных, другие держались того убеждения,что эта власть, перешедшая непосредственно после смерти пророка кизбранному самим Мухаммедом зятю его, Алию, должна, после кончиныпоследнего, перейти к его прямым потомкам от Фатимы, дочери пророка.Первые называются суннитами, вторые шиитами. Партия шиитов неудовлетворилась даже тогда, когда в 750 г., вследствие свержениядинастии Омайядов Аббасидами, принцип законного престолонаследиявосторжествовал, и на трон мусульман вступили родственники пророка. Ониоткрыто и тайно поддерживали претендентов из семейства Алия и пропагандеих не раз удавалось добиться официального признания их кандидатов вотдельных областях магометанского мира (идрисиды). С течением времениразличные группы шиитов примыкали к той или другой линии сильноразветвившегося потомства Алия, и таким образом в среде самих шиитоввозникли, в свою очередь, партии, различавшиеся также и в догматическомотношении. Между тем как одни стояли только за принцип престолонаследия,который у них связывался с верою в особые преимущества алийских имамов вкачестве наставников правоверных, другие доходили до возведенияличностей самого Алия и имамов в сферу сверхчеловечности. Это повело кучению о воплощении божества в Алии и его потомках. Различные оттенкиэтих религиозных воззрений дали повод к образованию многих сект, сильнораспространенных в восточной части области ислама, особенно в Персии.Хотя отделение шиитов вначале имело основанием только политическоеразногласие, у них со временем явились различия от суннитов и вформальных обрядностях И. Подобно суннитам, и шииты признают неоспоримоезначение как сунны, так и корана; но так как они склонны предполагать,что коран в своем первоначальном тексте содержал признание привилегийдома пророка, а в суннитской редакции Абу Бекра и Османа был искажендобавлениями и пропусками, то они принимают за истинные лишь тепредания. которые поддерживаются авторитетом членов семейства пророка.Вообще необходимо избегать очень распространенного заблуждения, будто бышииты признают лишь коран, а сунну отвергают. Кроме корана и сунны, ушиитов большое значение имеют решения имамов, которым приписываетсянепогрешимость. Обряды их незначительно уклоняются от обрядов И. вообще.В отношениях к немагометанам шииты держатся меньшей терпимости, нежелисунниты. Магометанский закон, по учению шиитов, систематически изложенQuerry ("Droit musulman, recueil des lois concernant les MusulmansSchyites", Пар., 1872). Из борьбы Алия с Муавией возникла и партияхараджитов, отвергающая учение об имамах как шиитов, так и суннитов. Сраспространением И. в Сирии и Месопотамии образовались, одновременно сполитическими, и догматические секты, несогласия которых касались,главным образом, понятия о Божестве, учения об откровении, воззрений насвободу воли и фатализм. Между тем как вполне правоверные придерживалисьво всех вопросах буквы корана, допускали существование атрибутовБожества, самый коран почитали составленным от века и безусловноотрицали свободу воли, признавая полнейшую зависимость человека отбожеского предопределения, в магометанских школах стали появляться ирационалистические воззрения. Василь-ибн-Ата (ум. 748 г.) доказывалнесовместимость атрибутов с духовною сущностью Божества, отвергал учениео предвечности корана и утверждал, что последний возник одновременно спроповедью пророка. Его школа называется Му'тазила, последователи ее -му'тазилитами. Приверженцы учения о свободе воли, в отличие отправоверных последователей учения об абсолютном предопределении,называемых джабаритами, носят имя кадеритов. Мурджиты, составляющие,быть может, наиболее древнюю из догматических сект И., проповедовали -ввиду несогласного с законом И. образа действий омаядских властителей, -что отступления от закона не исключают поклонников И. из обществаправоверных. Но мурджиты никогда не отделялись от истинных правоверных,и последние, в свою очередь, никогда не относились к ним враждебно.Свободномыслящие учения были признаны официально и даже распространялисьнасильственно, со времен Ма'муна, в правление некоторых халифов изАббассидов; но при Мутаваккиле вновь одержала верх правоверная реакция.К этим догматическим спорам издавна присоединилось много диалектическихтонкостей, с которыми лучше всего можно познакомиться по Шахрастанию("Book of religions and philosophical sects", араб. изд., Л., 1846; нем.перев. Hearbrucker, "Religionsparteien und Philosophenschulen", Галле,1850 - 51). Аш'арию (в начале Х в.) удалось найти примиряющее партииположение; догматические определения школы Аш'аритов теперь признаютсяза правоверное учение и отожествляются с И. суннитов. Оченьраспространено заблуждение, в силу которого считаются сектамиустановившиеся в среде правоверного И. ученые толки (мезхеб). Различныетолкования, возникшие при самостоятельном применении источников законаИ., нашли свое выражение в четырех правоверных направлениях:ханефитическом, шефи'итическом, малекитическом и ханбалитическом, изкоторых первое наиболее распространено между последователями И.; онопреобладает во всех областях турецкой империи. Выработанные этимишколами гражданские и уголовные законоположения имеют, однако, в большейчасти магометанского мира лишь теоретическое значение, так как наряду сними сохранилось и приспособленное к И. древнее обычное право различныхобращенных в И. народов (адат или урф). Очень велико значение адата вмагометанских колониях Голландии. Законы адата североафриканскихкабилов, часто в самом принципе противоречащие магометанскому закону,были, по поручению французского правительства, собраны Hanoteaux иLetunrneaux ("La Kabylie et les coutumes kabyles", Пар., 1872 - 73). Навидоизменение И. имело существенное влияние с одной сторонысоприкосновение его с чуждыми культурными элементами, с другой - непрекращавшееся действие преданий, унаследованных покоренными народами.Магометанское юридическое учение (фикх) подверглось воздействию состороны господствовавшего в христианскосирийских школах римского права,а догматика И. - со стороны аристотелевой философии. Персидские ииндийские влияния замечаются в суфизме, многие выдающиеся представителикоторого проповедовали явный пантеизм, а подчас и учение о нирване, вмагометанской форме. Эти направления постоянно считались в глазахофициального И. за страшную ересь. Что касается до старинных религиозныхпредставлений и обычаев покоренных народов, то они, в измененной форме,сделались важными составными элементами народного И. Это видно впродолжающемся существовании чисто народных празднеств, в особенности жев почитании святых, которое вполне противоречит строго монотеистическомуучению И., тем не менее в магометанском мире получило большое значение.Богоугодные личности обратились с течением времени в святые; явилисьсвятые места, священные могилы. В И. сохранились даже до настоящеговремени остатки древнего культа камней, деревьев и т.п. В самоепоследнее время пуританская оппозиция против всякого роданесоответствующих сунне наращений, в особенности против почитания святыхи их могил, привела к настоящей борьбе, имеющей целью восстановление И.в первоначальном виде и очищение учения и жизни от всяких чуждыхэлементов. Это стремление с особенною силою обнаружилось в движенииваггабитов. С другой стороны, на образованные сферы магометанскихнародов влияет с возрастающее силой европейская культура. Быстрота победоносного распространения И. по Азии и Африке едва лиимеет себе что-нибудь подобное в истории. Едва прошло столетие послесмерти пророка, как господство И. уже было силою оружия распространенопо Сирии, Персии, Средней Азии, Египту и по всему сев. берегу Африки, досредины Испании. Несмотря на внутреннее распадение могучего государства,на ослабление и окончательное исчезновение центральной власти халифата,И., постоянно освежаемый покорявшимися ему племенами Азии, продолжалделать дальнейшие завоевания, пока наконец османы водрузили луну нахраме св. Софии в Константинополе и победоносные полчища их проникли досамых стен Вены. С тех пор начался упадок господства И.; егополитическое владычество должно было во многих обширных областях Европы,Азии и Африки уступить место завоеваниям европейских держав. Между темИ. успел распространиться между многочисленными африканскими племенами иоказать на них облагораживающее влияние. Линия, проведенная отБенинского залива до Занзибара, обозначала прежде южн. границураспространения магометанского влияния в Африке. С тех пор И. изЗанзибара нашел себе доступ в Мозамбик, в португальские колонии наберегу, у каффров и даже на Мадагаскаре. В различных источникахвстречаются противоречивые указания как относительно общего числапоследователей И., так и распределения их по различным странам. Общуюцифру магометан полагают в 175 милл.; в Российской империи их считаетсяприблизительно 10600000 (Европейская Россия 2600000, Азиат. Россия8000000), в Турции 17700000 (Европейская Турция 2300000, Азиат. Турция15400000), в Болгарии, Боснии, Герцеговине, Греции, Румынии, Сербии иЧерногории вместе 1370000, в Бухаре и Хиве 3200000, в Персии,Афганистане и Белужистане 13 милл., в независимой Аравии (без турецкихарав. владений и Омана) 2 милл., в Индо-Британской империи 67 милл., вКитае 4 милл., в Нидерландских владениях в Индии 14 милл., в сев. Африкес Египтом 18 милл., в Суданских землях с бывшим египет. Суданом 25милл., в Сахаре 2500000, в Занзибаре 300000. Число магометан в различныхнегрских странах не поддается исчислению. Литература. DoIIinger, "Mohammed's Religion nach ihrer innerenEntwicklung und ihrem Einfluss auf das Leben der Volker" (Регенсбург,1838); Dozy, "Het Islamisme" (Гаарлем, 1863; фр. перев. Chauvin: "Essaisur l'histoire de l'lslamisme", П., 1879); A.v.Kremer,"Kulturgeschichtliche Streifzuge auf dem Gebiete des Islams" (Лпц.,1873); Garcin de Tassy, "L'lslamisme d'apres le Coran" (3 изд. П.,1874); John Muhleisen Arnold, "Der Islam nach Geschichte, Character undBeziehung zum Christenthum" (англ. Л. 1874; нем. Гютерсло, 1878);Vambery, "Der Islam im XIX Jahrhundert" (Лейпциг, 1875); A. Muller, "DerIslam im Morgen und Abendland" (Берл., 1886; перев. на русский язык); A.von Kremer, "Culturgeschichte des Orientes unter den Chalifen" (B., 1875- 77); BosworthSmith, "Mohammed and the Mohammedanism" (2 изд. Л.,1876); Hughes, "A dictionary of Isl." (Л., 1885); Sell, The faith ofIsl." (Мадрас, 1886); Le Chatelier, "L'lsl. an XIX siecle" (Пap., 1889);Goldziher, "Mohammed. Studien" (Галле, 1889 - 1890); Montet, "La propagande chretienne et ses adversairesmusulmans" (П., 1890); Н.Боголюбский, "И., его происхождение и сущностьпо сравнению с христианством" (Самара, 1885); Э.Ренан, "И. и наука"(речь, перев. А.Ведрова, СПб. 1883); М.А.Баязитов, "Возражение на речьРенана" (СПб. 1883); его же, "Отношение И. к науке и иноверцам" (СПб.1887).
Значение слова ИСЛАМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ИСЛАМ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012