Значение ТРЮФФО, ФРАНСУА в Словаре Кольера

ТРЮФФО, ФРАНСУА

(Truffaut, Franois) (1932-1984), французский кинорежиссер. Его первый полуавтобиографический фильм 400 ударов (Les Quatre Cents Coups, 1959) ознаменовал начало эры творческих экспериментов в кинематографе, известной как французская "новая волна". Главный герой этой лирической, но отнюдь не сентиментальной картины - отверженный подросток Антуан, сыгранный Ж.-П.Лео (J.-P.Laud) - будет взрослеть на экране в последующих фильмах Трюффо: Антуан и Колетт (Antoine et Colette, новелла в фильме Любовь в 20 лет, 1962), Украденные поцелуи (Baisers vols, 1968), Семейный очаг (Domicile conjugale, 1970), Сбежавшая любовь (L'amoure en fuite, 1979). Второй полнометражный фильм Трюффо Стреляйте в пианиста (Tirez sur le pianiste, 1960) смешением комического и трагического представлял причудливую реминисценцию второразрядных голливудских фильмов 1940-х годов.

В своем следующем и, как считают многие, лучшем фильме Жюль и Джим (Jules and Jim, 1961) Трюффо с богатой экспрессией поведал историю двух друзей, влюбленных в одну женщину. Картину отличает насыщенность и утонченность повествования, обычно присущая лишь роману.

Родился Трюффо 6 февраля 1932 в Париже. Начав карьеру как кинокритик, в середине 1950-х годов переключился на режиссуру. Большинство его фильмов можно сгруппировать в соответствии с определенными темами и идеями. В Шантрапе (Les Mistons, 1958), 400 ударах, Диком ребенке (L'Enfant sauvage, 1970) и Карманных деньгах (L'Argent de poche, 1976) показан мир детства, причем сделано это с удивительной теплотой, юмором, проницательностью и уважением к маленьким героям. Трюффо широко известен и яркими исследованиями женских судеб, как в фильмах Две англичанки и "Континент" (Les Deux Anglaises et le Continent, 1971), где прослеживается связь между творчеством и муками любви; Американская ночь (La Nuit Amricaine, 1973; премия "Оскар") с ее влюбленностью в процесс создания фильма; История Адели Г. (The Story of Adele H., 1975) - драме, основанной на биографии дочери В.Гюго; Мужчина, который любил женщин (The Man Who Loved Women, 1977), где вечный подросток-герой встречает на своем пути отзывчивых женщин.

Герои фильмов Трюффо середины 1960-х годов - Нежная кожа (La Peau douce, 1964), Невеста была в черном (La Marie tait en noir, 1967) и Сирена с "Миссисипи" (La Sirne du Mississippi, 1969) - живут в атмосфере параноидальных страстей, обуреваемые чувством вины, желанием мести и стремлением к убийству. Та же атмосфера и в стоящей особняком научно-фантастической притче 451° по Фаренгейту (Fahrenheit 451, 1966).

Среди фильмов Трюффо 1980-х годов наибольшим успехом пользовалось Последнее метро (Le derniere Mtro", 1980) - история парижской театральной труппы в годы нацистской оккупации. В Женщине по соседству (Le Femme d'ct, 1981) и Скорей бы воскресенье! (Vivement Dimanche, 1983) режиссер обращается к столь близкой ему стилистике хичкоковского "саспенса" с непременным убийством и безрассудной любовью. Умер Трюффо в Нейи-сюр-Сен (департамент О-де-Сен) 21 октября 1984.

Кольер. Словарь Кольера.