К статье СИРИЯ
Социальная структура населения. Бльшинство жителей страны составляют промышленные и сельскохозяйственные рабочие и члены их семей. Немногим менее половины всего населения - селяне, причем лишь очень скромный процент приходится на кочевых и полукочевых скотоводов. Преобладают живущие в деревнях крестьяне, круглый год занятые агропроизводством. Они трудятся на собственной или арендованной земле, или на обеих сразу, но очень многие вынуждены довольствоваться сельскохозяйственной работой по найму. Правительство предприняло меры по повышению уровня жизни в сельской местности: были построены дороги и школы, осуществлена обширная программа электрификации.
Образ жизни. Пищевой рацион сельских жителей состоит в основном из хлеба, риса, бобов, кисломолочных продуктов, сыра, маслин и лука. К ним добавляются овощи (тыква, горох) и фрукты (арбуз, инжир, финики и виноград), а по праздникам мясо. Улучшенная диета, включающая мясные блюда, свойственна тем землевладельцам, которые имеют относительно высокие доходы, а также квалифицированным специалистам и торговцам в городах.
Урбанизированные средние и высшие слои общества предпочитают европейский костюм, тогда как на селе носят длинные одежды с традиционными головными уборами, защищающими от солнца и ветра. Дома в деревнях на северо-западе Сирии сооружают из глины и соломы в форме ульев; жилища в южных и восточных областях строят из камня, что типично и для богатых кварталов в городах. Средний слой горожан живет в многоквартирных зданиях - шлакоблочных и из армированного бетона, а бедняки часто занимают пустыри, где возникают лачуги из подручного материала - жестяного листа и рифленого железа.
Бедуины передвигаются традиционными ежегодными маршрутами в пределах своих племенных территорий, свободно пересекая государственные границы. Полукочевники, занимающиеся разведением овец и коз, перегоняют свои стада в зимнее время, но летом переходят на оседлый образ жизни, обращаясь к земледелию. Обе эти группы живут в сделанных из войлока шатрах, а в их пищевом рационе присутствует гораздо больше молока и мяса, чем у крестьян.
Традиционно всеми делами деревни ведал староста. Консультативным органом при нем служили главы остальных домохозяйств. На селе сохраняются семейные и религиозные ценности, почитание стариков, гостеприимство и щедрость, при этом не утрачена подозрительность к чужакам. Фундаментальной основой социальных отношений остаются родственные связи. Наследование происходит по мужской линии. Женщины, выйдя замуж, переезжают к своим супругам. Горожане средней руки живут малыми семьями в своих квартирах, поддерживая одновременно тесные контакты с большим кругом родственников.
Браки часто заключаются без предварительного знакомства будущей супружеской четы. Жених может ухаживать за невестой лишь после помолвки и всегда только в присутствии группы друзей или родственников. В мусульманской среде за невесту дается выкуп. У христиан считается, что жених должен обеспечить комнату для невесты (или, если позволяют средства, отдельное жилище). Семья невесты, будь-то мусульманская или христианская, обязана собрать приданое, куда включается одежда, драгоценности и домашние принадлежности.
Большинство мужчин имеет одну жену, хотя ислам разрешает иметь их до четырех. Мусульманские законы позволяют супругу с легкостью развестись, но в настоящее время эта процедура оформляется через гражданский суд. Для христиан развод затруднен, а многоженство не допускается.
Положение женщин. За исключением горожан среднего сословия, у которых каждая малая семья располагает собственным жилищем, новобрачная переезжает в семью мужа, где царит авторитет родителей. Каждодневная женская жизнь вращается вокруг домашнего очага; ее разнообразят встречи с родственниками, в деревне посещения, колодца или тока для молотьбы зерна, а в городе походы в магазины. Одеваются женщины скромно и почти всегда выходят на улицу компанией из двух-трех человек. В свое время использование лицевого покрывала было общепризнанной практикой, но ныне она не распространена. Многие горожанки предпочли носить хиджаб - шарф, покрывающий волосы, как символ принадлежности к исламу.
Женщина должна сохранять целомудренность до свадьбы и верность мужу. Бедуинки обычно выходят замуж очень рано, до 14 лет, сельские жительницы и девушки из рабочих семей - в возрасте 14-18 лет, а представительницы средних и высших классов, независимо от вероисповедания, - после 18 лет. Сравнительно с мужчинами женщины в целом имеют в обществе более низкий статус, который постепенно стал повышаться благодаря все более активному их участию в жизни страны и изменению законодательства. Девушкам разрешено вступать в брак с 15 лет, а женщины получили право подавать на развод и, если его необоснованно требуют мужья, рассчитывать на компенсацию. В случае, когда мужчина желает иметь более одной жены, судья должен удостовериться, что супруг способен в равной степени предоставить своим женам достойное содержание.
Общественные организации и движения. Правящая Партия арабского социалистического возрождения поощряет политическую и социальную активность граждан, способствуя их вступлению в различные общественные организации. Среди них - Всеобщая федерация крестьян, Всеобщая федерация рабочих профсоюзов, Союз революционной молодежи, Национальный союз студентов, женские объединения. Кроме того, созданы полувоенные организации, в которые вовлечены различные слои населения, в задачи которых входит гражданская оборона и защита страны от шпионов и диверсантов.
Основной структурой общенационального значения выступает армия. В стране существует всеобщая воинская повинность для мужчин. Из офицерского корпуса вышла часть политических лидеров страны.
Профсоюзы охватывают ок. 1/6 занятых вне сферы сельского хозяйства. Большинство членов профсоюзов работают в государственных учреждениях, строительстве, текстильной промышленности и на транспорте. Самые крупные профсоюзы имеются в Дамаске и Халебе. Правительство стимулирует деятельность профсоюзов и оказывает им содействие, предоставляет их представителям возможность участвовать в управлении государственными предприятиями, при этом строго контролируя эту деятельность и не допуская забастовок.
Социальное обеспечение. Ряд социальных услуг оказываются добровольными благотворительными организациями, которые, вместе с тем, направляются и субсидируются соответствующими министерствами. В основном поддержка малообеспеченных граждан остается делом родственников.