Значение ПЕТР, СВ. в Словаре Кольера

ПЕТР, СВ.

один из 12 апостолов Иисуса Христа, называемый в Новом Завете по-разному: Симоном, Петром, Симоном Петром или Кифой. Уроженец Вифсаиды в Галилее, он был сыном Ионы и братом Андрея. Петр, как его брат и товарищи, Иаков и Иоанн (Лк 5:10), занимался рыбной ловлей, у него была своя лодка. К моменту начала общественного служения Христа Петр был женат и проживал в Капернауме - именно там, "в доме Петровом", его теща была чудесно исцелена от горячки (Мф 8:14-15).

Петра впервые привел к Иисусу его брат Андрей, который, как и Иоанн, сын Зеведеев, принадлежал к числу последователей Иоанна Крестителя (Ин 1:35-42). Тремя днями позже он присутствовал, вместе с другими учениками Христа, на брачном пиру в Кане, где Христос сотворил свое первое принародное чудо. Петр сопровождал Христа и его учеников в Иерусалим, а затем - через Самарию - назад в Галилею, где на короткое время возвратился к ремеслу рыбака, пока он и его брат не были призваны Иисусом оставить свои сети и сделаться "ловцами человеков" (Мф 4:19). Начиная с этого момента евангелия изображают Петра как постоянного спутника Христа, занимающего особое положение среди других учеников. Его имя названо первым в ряду трех учеников (Петр, Иаков и Иоанн), которые удостоились права стать свидетелями воскрешения из мертвых дочери Иаира (Мк 5:37), преображения Христова (Лк 9:28) и моления в Гефсиманском саду (Мф 26:37). Аналогичным образом, его имя фигурирует первым в различных перечнях 12 апостолов. Нередко он выступает от имени всех учеников - например, отвечая на вопрос, обращенный ко всем (Ин 6:69).

Его пылкая и порывистая натура проявилась в его попытке ходить по водам (Мф 14:28), в его прекословии Господу в ответ на пророчество Иисуса о своих страстях (Мф 16:22) и в его первоначальном отказе позволить Христу омыть себе ноги во время Тайной вечери (Ин 13:8). Хотя иногда Петру бывали свойственны безрассудство и опрометчивость, он был не лишен мужества, что проявилось, например, когда он выхватил свой меч в Гефсиманском саду (Ин 18:10). Глубочайшим его падением стало троекратное отречение Петра от Христа - предательство, о котором он сам "плакал горько" (Мф 26:75).

Петр был первым из апостолов, кому Христос явился после своего воскресения (Лк 24:34). После вознесения Христа Петр предложил бросить жребий о том, кто заменит Иуду, исключенного из числа апостолов (Деян 1:15-26). В Пятидесятницу он произнес первую проповедь перед народом, возвестив о смерти и воскресении Иисуса и обратив этой проповедью около трех тысяч человек (Деян 2:14-41). А затем, исцелив хромого у врат Храма, Петр стал первым из апостолов, сотворившим чудо "во имя Иисуса Христа Назорея" (Деян 3:1-16). Позднее он вынес приговор за обман Анании и Сапфире и посрамил Симона Волхва, попытавшегося купить духовные дары (Деян 8:20).

О том, сколь значительное влияние Петр оказал на последующее развитие церкви, можно судить по ряду эпизодов его дальнейшей жизни. Во время миссионерского путешествия вдоль Палестинского побережья он остановился в Иоппии, где в чудесном видении ему было явлено, что новые христиане не будут связаны ветхозаветными запретами, касающимися пищи (Деян 10:11-16). Вскоре после этого он крестил центуриона Корнилия в Кесарии, открыв тем самым возможность вступления в церковь для язычников (Деян 10:48). Важное значение имела также его встреча с апостолом Павлом: через три года после своего обращения Павел пришел в Иерусалим, чтобы посоветоваться с Петром, и оставался с ним 15 дней (Гал 1:18). Ок. 44 Ирод Агриппа I заточил Петра в темницу в Иерусалиме, однако Петр был чудесным образом вызволен из темницы ангелом (Деян 12:3-11). После ряда миссионерских путешествий по странам Ближнего Востока и пребывания в Антиохии апостол Петр возвратился в Иерусалим, где сыграл ключевую роль на соборе, созванном там в 49 или 50 (Деян 15:4-14). Возобновив после этого свои путешествия, Петр посетил различные области Малой Азии и, возможно, Коринф, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68. По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь. Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора св. Петра.

По свидетельству Папия Иерапольского и Климента Александрийского (Евсевий, Церковная история 2, 15), Марк написал свое евангелие по просьбе римских христиан, которые желали иметь книгу, где содержалось бы учение Петра. Два послания, приписываемые Петру, включены в канон Нового Завета, хотя многие исследователи утверждали, что Второе послание апостола Петра не могло быть написано им: оно разительно отличается от Первого послание по стилю и содержанию.

Петра называют "князем апостолов" не только по причине его природных задатков вождя, но и в силу особого служения, которое было возложено на него. При первой встрече с Петром Христос сказал ему: "ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: „камень" (Петр)" (Ин 1:42). Символический смысл этого пророчества обнаружился позднее в Кесарии Филипповой, когда, в награду за то, что Петр исповедал свою веру во Христа как "Сына Бога живого", ему было сказано: "ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного" (Мф 16:16-19). Иными словами, Симон получил новое имя, по-арамейски звучащее "Кефа", т.е. "камень", "скала", которое указывало на его место в церкви. В Новом Завете это имя несколько раз приводится в греческой транслитерации (kephas), однако чаще оно встречается в переводе на греческий - (petros), откуда образовано латинское Petrus и русское Петр. Вследствие большой важности этого текста выяснение его точного смысла стало предметом многочисленных споров. Протестантские теологи предлагали следующие интерпретации: под "камнем" следует понимать указание на самого Христа, а не на Симона; "камень" - это все апостолы; "камень" символизирует веру Петра, которая есть основание церкви; наконец, это символ особого положения, занимаемого Петром. Согласно же учению Римско-католической церкви, этот текст (и особенно слова о "ключах от Царства Небесного") указывает на то, что Петру была вручена реальная власть и юридические полномочия и что эти полномочия - в силу того, что церковь будет существовать до скончания времен, - должны быть переданы его преемникам. Даже троекратное отречение Петра от Христа не лишило его этой привилегированной позиции, так как после воскресения Христа он получил возможность подтвердить свою любовь к Господу и удостоился троекратного: "паси агнцев Моих... паси овец Моих... паси овец Моих" (Ин 21:15-17).

День памяти святого 29 июня (в Русской православной церкви 29 июня по старому стилю).

Кольер. Словарь Кольера.