Значение слова ПЕТР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПЕТР

св. Апостол - один из виднейших учеников И. Христа, оказавший огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи, рыбак по профессии, он всей душой отдался мессианской идее, нашедшей себе воплощение в Назаретском Учителе, и первый провозгласил Его "Христом, Сыном Бога живого", за что удостоен был названием камня, на котором основана церковь (Mф. XVI, 17 - 19). Принадлежа к теснейшему кругу приближенных учеников Христа, к тем трем, которых Он посвящал в величайшие тайны Своей жизни (например при Преображении), апостол П., однако, в самый решительный момент жизни своего Учителя отрекся от Него, хотя за несколько дней перед тем клялся, что готов и жизнь положить за Него. Зато после этого он "горько плакал" и заслужил прощение от бесконечного милосердия воскресшего Христа. После Воскресения ап. П. становится одним из главных вождей христианского общества, и самоотверженно трудится с целью его распространения на пространстве от Вавилона до Рима, где его постигает мученическая смерть (чрез распят., вниз головой, при Нероне, в одно время с ап. Павлом). Память его чтится 29 июня. Пребывание ап. П. в Риме послужило исходным пунктом для развития идеи папства, которое, с течением времени, создаю целую легенду, будто ап. П. в течение 25 лет был первым епископом Рима и передал главенство над всею христианскою церковью своим преемникам - папам римским. Не впадая в крайность протестантских ученых, утверждавших что П. совсем не был в Риме, следует признать, что епископствовать там в течение 25 лет он никак не мог. Этому противоречат несомненные хронологические данные: известно, что в 50 г. П. присутствовал на апост. соборе в Иерусалиме, а не позже 68 г. уже потерпел распятие в Риме. Свое учение ап. П. выразил в двух окружных или соборных посланиях, помещаемых в Нов. Завете обыкновенно после книги Деяний Апостольских. Оба эти послания носят на себе яркий отпечаток самобытной личности апостола, выдвигавшего особенно внешнюю, обрядовую сторону христианства, в противоположность ап. Павлу, как представителю внутренней, идейной стороны его. Эти особенности послужили для западной протестантской критики поводом к признанию двух противоположных направлений в развитии первобытного христианства, так называемых петринизма и павлинизма; но это разделение основывается на недоразумении, и в новейшее время его начинают оставлять даже сторонники тюбингенской школы. Лучшие комментарии Bruckner'a (1865), Huther'a (1877), Fronmuller'a (у Ланге); по вопросу о епископстве ап. Петра в Риме - Lipsius, "Chronologie der romischen Bischofe" (1869) и "Quellen d. Petrussage" (1872); Литература у J. Schmidt, "Petrus in Rom" ( 1879). А. Л. В христианской иконографии лику aп. П., как в вост. так и в зап. церкви присвоен тип седого старца, с курчавыми волосами и бородою, более или менее лысого. На католических иконах ап. П. чаще всего изображается с двумя ключами, которые, согласно преданию римско-католической церкви, вручены ему Иисусом Христом; передачу этих ключей, служащих символом власти церкви вязать и разрешать грехи, изобразил Перуджино на фреске в Сикстинской капелле и Рафаэль на одном из своих картонов (в Кенсингтонском музее в Лондоне); по этим образцам вытканы ковры для Сикстинской капеллы. Иногда апостола П. изображают с рыбой в руке - намек на его рыбацкий промысел. Бронзовая статуя апостола в соборе св. П. в Риме, которая прежде считалась наиболее старинной, по новейшим исследованиям признается произведением XIII в. Колоссальная бронзовая статуя апостола помещается (с 1587 г.) на колонне Траяна, другая - в Ватикане, в Giardino della Pigna (с 1885 г.). Шествие апостола П. по морю составляет содержание мозаики Джотто, известной под названием Navicella, в притворе собора св. П. в Риме. Заключение и освобождение апостола П. из темницы, изобразил Рафаэль на ватиканских стансах, распятие его - да-Караваджо [Америги] (картина в Имп. Эрмитаже). Гв. Рени (картина в ватиканской галерее), Рубенс - на алтарном образе кельнского собора св. апостолов. Превосходно лик ап. П. изображен Альбрехтом Дюрером в так наз. "Четырех апостолах", написанных на двух досках (в мюнхенской пинакотеке), и Пальмой Старшим (в венецианской акд. худож.), Апокалипсис (Откровение св. П.), приписываемый апостолу Петру, во II ст. и позже ставился на ряду с новозаветными книгами. До недавнего времени он был известен лишь из свидетельств отцов церкви и из некоторых отрывков. В 1886 г. была найдена франц. археологической миссией, при раскопке коптской монашеской могилы в Ахмиме (Bepхний Египет), пергаментная рукопись, маленького квадратного формата, заключающая в себе отрывки из "Апокалипсиса" и "Евангелия П.". В 1892 г. они появились в "Мемуарах" археологической миссии; в 1893 г. издано полное факсимиле рукописи (гелиогравюра). Судя по характеру письма, эти отрывки можно отнести к VIII и IX ст. Отрывок из апокалипсиса П. занимает страницы 13 - 19 найденной рукописи; начинается он заключением речи Господа о предстоящем конце мира и повествует о том, как Иисус с двенадцатью апостолами отправился на гору, где, по их просьбе, вызвал перед ними из загробного мира души праведных и показал им место вечного блаженства и мук. Пылкая фантастика описания небесного величия и адских мук свидетельствует об испорченности вкуса; особенно ярко отразилось здесь, как и в других иудео-христианских апокрифах, влияние культа греческих мистерий. Данное здесь описание ада составляет, по-видимому, первое звено предания, доходящего до Дантовского "Ада". Автор говорит о себе как об одном из "двенадцати"; имя П. в отрывке не встречается. Тем не менее весьма вероятно, что рукопись заимствована из древнего сочинения, носившего название "Откровения П". Она, по-видимому, относится к началу сочинения и составляет, приблизительно, половину его общего объема. С откровением Иоанна она не имеет сходства, зато поразительно напоминает II-е послание П. Ср. A. Dieterich, "Nekyia. Beitrage zur Erklarung der neuentdeckten Petrusapokalypse" (Лпц., 1893). Евангелие П., апокрифическое, во II стол. находилось в церковном употреблении, но вскоре было оставлено. Епископ Серапион антиохийский (около 200 г.) сначала считал его не опасным, но, при более тщательном рассмотрении, нашел в нем "докетические" лжеучения и запретил его в своей епархии. Ориген читал его; Евсевий его не признавал. Утраченное, за исключением немногих отрывков, Евангелие П. сделалось в настоящее время, благодаря открытию пергаментной рукописи, предметом тщательного исследования. В рукописи отрывок занимает страницы 2 - 10; он начинается сценою суда Пилата и кончается рассказом о появлении воскресшего Иисуса у оз. Генисаретского. Гностическо-еретическое происхождение евангелия П. явствует из некоторых подробностей истории распятия, которые как бы намекают, что Иисус Христос не испытывал страданий и не приял смерти. Существует мнение, что евангелием П. пользовался уже Иустин мученик. Ср. Harnack, "Bruchstucke des Evangeliums u. der Apokalypse des Petrus" ("Sitzungsberichte der Berliner Akademie", 1892 и отд., Лпц., 1893); von Gebhardt, "Das Evangelium und die Apokalypsn des Petras" (Лпц., 1893); Ludemann, в "Theologischen Jahresbericht" (Брауншв., 1894). Петр св|Петр митрополит всея России, родился на Волыни во второй половине XIII в. Двенадцати лет он поступил в монастырь, где научился писать иконы и отличался своим подвижничеством; впоследствии основал обитель на р. Рате. В 1299 г. тогдашний митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим вел. князь, галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал П. и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил П. не в митрополиты Галицкие, а всея России. Сделавшись митрополитом, П. только проездом остановился в Киеве и отправился на север, где в это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом тверским и Юрием московским. П. принял сторону последнего, вследствие чего взведено была на П. обвинение пред патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над П. был созван в 1311 г. собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой. В 1313 г., когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший магометанство, П. отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди, по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита. Когда после смерти Михаила тверского и Юрия московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) московским, П. принял сторону последнего, поселился в Москве и уговорил Калиту построить кафедральный собор во имя Успения Богородицы. Своим переселением в Москву он много способствовал возвышению моск. княжества. П. умер в 1326 г. Церковь причислила его к лику святых; память его чествуется 21 декабря. Н. В - ко.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.