К статье МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ
Америка стала еще и родиной джаза. Слегка намеченный у Керна, доминировавший у Гершвина и обретавший со временем все большую мощь, джаз придал американской популярной музыке особый колорит.
Минстрел-шоу. Параллельно с бумом мюзик-холла и развитием музыкального театра, в середине 19 в. о себе заявил еще один популярный жанр, казавшийся не более чем безобидным капризом эпохи. Речь идет о минстрел-шоу.
Завоз черных рабов из Африки в Европу никогда не был массовым, и к 18 в. он совершенно прекратился. А вот институт рабства в Северной Америке, где постоянно существовал спрос на дешевую рабочую силу, просуществовал вплоть до официального запрета в 1865. К 1860 в США насчитывалось около 5 млн. африканцев, и своеобразные синкопированные ритмы музыки этих исполнителей, основанной на древних африканских песенно-танцевальных обрядах, уже в 19 в. были подхвачены белыми музыкантами. Чтобы придать хоть какую-то достоверность своим представлениям, белые исполнители чернили свои лица и руки и вольно имитировали, как им казалось, ужимки и манеру чернокожих музыкантов в придуманных ими музыкальных спектаклях нового типа, которые получили название минстрел-шоу. Первая труппа такого рода была создана около 1843. Поскольку ни один афроамериканский композитор не смог бы заняться популяризацией такой музыки, ее основным адвокатом стал белый композитор Стивен Фостер (1826-1864). В своем т.н. эфиопском стиле (это прилагательное часто употреблялось участниками минстрел-шоу) он создал такие неувядаемые вещи, как Старики дома (Old Folks at Home), более известную под названием Вниз по Суони-ривер (Way Down Upon the Swanee River), и Мой старый дом в Кентукки (My Old Kentucky Home).
Репертуар минстрел-шоу, исполняемый ансамблями якобы чернокожих музыкантов вроде знаменитых "Christy Minstrels", был, разумеется, слабой имитацией негритянской музыки. Само название "Кристи" стало так прочно ассоциироваться с этим стилем, что другие коллективы, не имея никаких родственных связей с настоящими "Кристи", начали широко пользоваться их фамилией. Так, некая группа, назвавшая себя "Кристи минстрел", была в 1857 на гастролях в Лондоне и поразила воображение британской буржуазии, у которой их выступления пользовались такой же бешеной популярностью, как мюзик-холл у пролетариев. Издательство "Francis, Day & Hunter" выпускало ноты обеих разновидностей популярной музыки, причем совладелец фирмы Г.Хантер сам был известным аранжировщиком песен минстрел.
Лишь к 1870-1880-м годам афроамериканским исполнителям позволили появляться на сцене со своими песнями, и такой поворот событий открыл дорогу композиторам вроде Джеймса Бланда (1854-1911). Песня Бланда Привези меня назад в старую Виргинию (Carry Me Back to Old Virginia, 1878) и Ох эти золотые шлепанцы (Oh, Dem Golden Slippers, 1879) и другие мелодии вскоре вошли в репертуар групп духовных песнопений-спиричуэлз - таких как "Джубили сингерз" из университета Фиска (одной из американских высших школ, созданных для афроамериканцев) - наряду с сочинениями Фостера.
Регтайм и джаз. Следующим шагом в популяризации черной музыки стало развитие регтайма, который в творчестве композиторов и музыкантов вроде Скотта Джоплина (1868-1917) представлял собой зажигательное сочетание синкопированных ритмов и запоминающихся мелодий. По иронии судьбы регтайм получил широкую популярность лишь в своей "белой" версии, утратившей всю поэтичность и своеобразие оригинала, например, в опусах композиторов "Тин-Пэн-Элли". Но самое любопытное заключалось в том, что белые группы дали импульс для зарождения нового получившего название "джаз": это произошло в 1917, когда "Original Dixieland Jazz Band" выпустил первую настоящую джазовую пластинку.
Именно джаз, которому тогда давали туманное определение - "горячечный сдвиг акцента с характерными для черной музыкальной культуры мелодикой и гармониями", - стал господствующим музыкальным языком популярной музыки.
Наиболее характерным в этом смысле композитором можно назвать русского эмигранта еврейского происхождения Ирвинга Берлина, который вполне усвоил манеру регтайма, например, в песне Регтайм-оркестр Александра (Alexander's Ragtime Band, 1911), и написал сотни шлягеров в этом же ключе. Гершвин, в большей степени обязанный джазу и глубже осознававший его творческий потенциал, создал шедевры с ярко выраженным джазовым колоритом, в том числе фортепьянные и симфонические пьесы: Рапсодия в стиле блюз (Rhapsody in Blue, 1924) и концерт для фортепиано с оркестром фа-мажор (1925), симфоническая сюита Американец в Париже (An American in Paris, 1928), а также подлинно народную оперу Порги и Бесс (Porgy and Bess, 1935). Именно Гершвину принадлежит заслуга тесного сближения популярной и классической музыки.
Прогресс в технике звукозаписи. Условия труда сочинителей популярной музыки в начале 20 в. сильно отличались от условии, в которых работали их коллеги в конце 19 в. В 1870-е годы, к примеру, рядовой композитор-сочинитель мюзик-холльных песенок мог выручить от продажи своего творения несколько долларов, после чего произведение переходило в собственность исполнителя. К тому же вплоть до конца века не существовало закона об авторских правах, гарантировавшего будущие авторские отчисления. К 1920-м годам были приняты соответствующие законы, что резко сократило случаи плагиата. Одновременно возникли новые способы увеличения заработка песенников. Около 1918, после утверждения стандарта - шеллаковой грампластинки на 78 оборотов в минуту, благодаря грамзаписи музыка стала проникать в самые отдаленные районы. В 1948 студия "Columbia" выпустила первый долгоиграющий диск и уже два года спустя был налажен серийный выпуск этих пластинок. Изобретение в 1958 стереозаписи стало новым шагом в развитии музыкальной индустрии. В 1920 в США открыла вещание первая негосударственная радиостанция, а в 1922 в Лондоне заработала Британская радиовещательная корпорация (BBC), и музыка зазвучала во многих английских и американских домах. Киноиндустрия также предоставляла широкие возможности для композиторов-песенников, особенно после того, как в конце 1920-х годов "великий немой" заговорил.
Уже в конце 19 в. многомиллионный тираж нот очередного шлягера был обычным явлением. Одним из первых шлягеров, чьи ноты были распроданы более чем в 5 млн. экземпляров, стала песня После бала (After the Ball) Ч.Харриса (1892). С появлением радио магнаты музыкальной индустрии сделали открытие, что часто звучащие в эфире пластинки обычно и раскупаются лучше, и это открытие заставило дельцов предлагать ведущим музыкальных радиошоу крупные вознаграждения за привлечение внимания аудитории к конкретным пластинкам. Уже в 1950-е годы разразилось несколько громких скандалов в связи с подкупом диск-жокеев, после чего были приняты соответствующие законы, направленные на борьбу с бесчестным ведением дел в индустрии грамзаписи.
Тем временем технология звукозаписи продолжала стремительно развиваться. Пластинку на 78 оборотов сменили менее хрупкий диск-миньон на 45 оборотов и долгоиграющая пластинка на 33 оборота в минуту, а их в 1965 вытеснили магнитофонные аудиокассеты. К 1989 на рынке музыкальной звукозаписи прочно обосновался "вечный" компакт-диск.
Одним из первых композиторов, воспользовавшихся преимуществами новейших технологий, стал Виктор Герберт (1859-1924), который в 1916 написал музыку для немого фильма Падение нации (The Fall of a Nation). Уроженец Ирландии, Герберт получил профессиональное музыкальное образование и концертировал в Европе; в 1888 он эмигрировал в США. Сложившийся композитор, автор "серьезных" произведений, Герберт тем не менее завоевал громкую славу как автор оперетт - Красотки в стране чудес (Babes in Toyland, 1903) и Шалунья Мариетта (Naughty Marietta, 1910).
Огромную популярность завоевал нью-йоркский музыкант Джером Керн (1885-1945). В юности он работал в театральной ассоциации Ч.Фромана и на некоторое время был откомандирован в Лондон, где он сочинял песенки с американским колоритом для английских музыкальных комедий, которые затем охотно ставились в Америке. Вернувшись в Соединенные Штаты, он написал свою первую оперу Красотка Паре (La Belle Paree, 1911). Музыка Керна перебросила мостик между традиционной опереттой (в этом жанре работали В.Герберт и другие европейские композиторы-иммигранты) и шлягерами с использованием джазовой техники 1930-х годов. Шоу его "Принсез-театра" в 1915-1920, в эпоху популярности регтайма, теперь кажутся мило архаичными. В 1927 он сочинил музыку к шедевру музыкальной комедии Плавучий театр (Show-Boat, в СССР шла под названием Цветы Миссисипи), а в 1930-е годы написал свои лучшие песни для голливудских мюзиклов, в частности, Милая возлюбленная (Dearly Beloved) и Я старомодна (I'm Old-Fashioned) к фильму Ты никогда не была милее (You were Never Lovelier, 1942).
Бок о бок с выдающимися композиторами музыкального театра творили лучшие композиторы "Тин-Пэн-Элли": Х.Уоррен (1893-1981), ставший одним из самых плодовитых авторов голливудских мюзиклов, Р.Гендерсон (1896-1970), который в соавторстве с поэтами Л.Брауном и Б.Де Сильвой написал музыку для множества кинофильмов, и Х.Кармайкл (1899-1981), чьи песни Звездная пыль (Stardust) и Джорджия в моей душе (Georgia on My Mind) до сих пор популярны.