Значение МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ: ИСТОКИ в Словаре Кольера

Что такое МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ: ИСТОКИ

К статье МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ

В далеком прошлом все виды музыки возникли из одних и тех же корней, классические жанры - из народных танцев, а популярные - из народных песен. Их пути разошлись в ту пору, когда классическая музыка постепенно развивалась и распространялась благодаря увеличению числа оркестров, возникновению оперных театров и, самое главное, появлению нотной записи. Что касается популярной музыки, то она не имела аудитории богатых слушателей и не могла соперничать с классической музыкой; это положение сохранялось вплоть до 19 в.

Народная песня. На раннем этапе популярная музыка не выходила за рамки народной музыки: публику, не имевшую специального музыкального образования, но испытывавшую тягу к музыке, забавляли бродячие музыканты, менестрели и трубадуры. Певцы, выступавшие в тавернах, на ярмарках, на городских улицах, кормились благодаря щедрости слушателей, а свой репертуар они накапливали в городах и селах, через которые пролегал их путь. Устная традиция породила колоссальное разнообразие вариантов популярных народных песен. Когда позднее ученые заинтересовались музыкальным фольклором, в нотной записи фиксировался, обычно по чистой случайности, какой-то один из многих вариантов одной и той же песни.

Народная песня, как правило, обращалась к вечным темам. Но существовали и повествования в балладной форме, которые затем трансформировались в театральные представления. В отсутствие популярной прессы и издательств потребности широкой публики в литературных и, в меньшей степени, музыкальных сочинениях удовлетворялись простенькими и примитивно напечатанными историями - так называемыми "балладами-листовками". Стихи в них обыкновенно подгонялись под народные мелодии, нотная запись которых печаталась в верхней части листовки. Подобные баллады имели хождение в Лондоне в 16-17 вв.

В 1650 в Лондоне был опубликован сборник Учитель танцев, составленный Джоном Плейфордом (1623-1686). С помощью друзей-музыкантов Плейфорд собирал танцевальные сельские мелодии, записывал их и снабжал своими объяснениями танцевальных па для использования на входивших в моду балах под открытым небом.

Эти развлекательные ассамблеи постепенно открыли композиторам глаза на сокровища музыкального фольклора. Учитель танцев стал одним из основных источников для английского драматурга Джона Гея (1685-1732) и композитора Джона Пепуша (1667-1752), когда они работали над Оперой нищего, ранним и наиболее удачным примером балладной оперы. Премьера прошла 29 января 1728 в лондонском театре "Линкольнз инн филдз", причем спектакль оказался настолько удачным, что чуть не перечеркнул карьеру Г.Ф.Генделя, безраздельно господствовавшего на английской оперной сцене. Она также вдохновила подражателей во многих странах мира, которые составляли свои спектакли из готового материала классических опер, перемежая вокальные фрагменты разговорными диалогами.

Развитие традиции популярной музыки. Примерно в конце 18 в. в Швейцарии изобрели первый механическое приспособление для извлечения мелодий - шарманку. Вдобавок широкое распространение получило пианино, причем небольшой клавишный инструмент для гостиной можно было приобрести по весьма сходной скромной цене. Издатели наладили выпуск фортепьянных пьес, сентиментальных по содержанию и часто нарочито эффектных по форме, со множеством красивых арпеджио, трудных лишь на первый взгляд, но вполне доступных для любителей. Появилось множество длинных песен, т.н. салонных баллад, которые в основном представляли собой просто "разбавленные" оперные арии, подражание таким композиторам, как Беллини и Доницетти. Эти ранние нотные публикации были довольно дороги (цена каждого такого издания доходила до одной пятой от стоимости инструмента, для которого они были предназначены) и по-прежнему недоступны широкой публике. К началу 19 в. во многих западных странах стали печататься сборники песен менестрелей. Песни талантливых композиторов, такие как Маленький пахарь и Джон Пилл, издавались с указанием "Аноним" и считались частью общедоступного фольклорного наследия.

Отдельные попытки музыкальных издателей вроде Плейфорда и его последователей, изучавших сокровищницу народной музыки скорее интуитивно, нежели со знанием дела, постепенно склонили любителей популярной музыки к более последовательным действиям. Очередной стимул дали собиратели вроде У.Чаппела (из знаменитого музыкально-издательского клана), выпустившего Собрание национальных английских мелодий (1838-1839). Позднее этот труд вышел расширенным изданием под названием Популярная музыка нашей старины (1855-1859), что способствовало утверждению "популярной музыки" как самостоятельного жанра.

Кольер. Словарь Кольера.