философская теория, согласно которой Вселенная представляет собой выражение или воплощение Духа (разума). В истории мысли эта теория принимала две главные формы соответственно двум совершенно разным подходам.
Эпистемологический идеализм развивался в Англии Беркли, Юмом и Дж.С.Миллем, которые опирались на идейный фундамент, заложенный Локком. Исследуя восприятие, Локк заключил, что мы никогда не воспринимаем физический объект непосредственно; качества, которые мы воспринимаем, суть эффекты, производимые в нашем сознании воздействующими на него вещами. Подвергнув анализу ощущаемые качества, такие, как цвет и звук, запах и вкус, Локк не нашел основания верить, что в физическом объекте имеется что-либо, напоминающее эти качества. В то же время он полагал, что наши восприятия (перцепты) размера, формы и движения позволяют нам (пользуясь предположением о сходстве причины и следствия) делать выводы о том, какого рода вещи и события их вызывают. Последнее отрицал Беркли. Вера в существование физической природы, полагал он, порождена тем, что объективное существование приписывалось качествам, которые при анализе целиком сводятся к ощущениям и потому принадлежат только сознанию. Esse est percipi, существовать - значит быть воспринятым. Можно было бы даже вывести отсюда, что существуют только ощущения и образы (позиция солипсизма). Однако Беркли был далек от такого заключения. Наши ощущения должны иметь независимо существующую причину. Но поскольку доказано, что понятие о материальных вещах иллюзорно, единственной разумной альтернативой является разум, более или менее напоминающий наш собственный, но при этом отличающийся большим постоянством и широтой, - божественный дух, в котором природный порядок сведен к неизменному порядку идей.
Юм соглашался с Беркли, что все знание имеет своим источником чувственный опыт, но заключал, что не только физические вещи, но и человеческую самость, а также Божественное Я следует считать не более чем совокупностью ощущений.
Метафизический идеализм. Главной идеей этой формы идеализма является тезис Гегеля: "Действительно то, что разумно". Мышление есть попытка понять, а понять что-либо - значит увидеть его место в системе; например, чтобы понять геометрическую теорему, нужно установить, что она необходимо связана с другими положениями геометрии. То, что не укладывается в требования разума, например в силу самопротиворечивости, является нереальным. Но можем ли мы сказать, что все реальное полностью разумно и умопостижимо? Лишь немногие идеалисты верили в доказуемость такого тезиса, однако считали его неявной предпосылкой философствования. Постоянные попытки ответить на вопросы типа "Почему?.." исходят из допущения, что ответ существует, - такой ответ, который разум может счесть удовлетворительным. Философия есть попытка нашего конечного разума проникнуть во всеобъемлющую систему разума, в которой и заключен смысл Вселенной. Этой системой является "Абсолют".
Такого рода рассуждения намечены уже у Платона, хотя в его философии Вселенная в конечном итоге предстает не как логическая система, а как система восхождения к высшему благу. Наиболее полно метафизический идеализм изложен Гегелем. Среди других мыслителей Нового времени, придерживавшихся сходных взглядов, - Фихте и Шеллинг, Т.Грин, Ф.Брэдли и Б.Бозанкет, а также Дж.Ройс.
Большинство абсолютных идеалистов признают некоторые важные философские следствия своих систем. Например, истина, согласно их взглядам, заключается в соответствии верования опыту в целом. Следствием абсолютного идеализма также является учение о "внутренних отношениях", согласно которому природа любой вещи зависит от ее отношений и потому не может быть вполне понята вне этих отношений. Далее, из системы абсолютного идеализма следует, что все в нашем конечном опыте представляет собой в большей или меньшей степени "кажимость", постепенно преодолеваемую последующим все более глубоким пониманием природы вещей. Еще одно следствие - что благо заключается в самореализации, т.е. в возможно более полном приближении к тому абсолюту, который частично воплощен в каждом человеке. Метафизический идеализм заменяет традиционное понимание личного Бога идеей Бога, который, будучи Абсолютом, имеет сверхличную природу.