Значение ГЮИСМАНС, ЖОРИС КАРЛ в Словаре Кольера

Что такое ГЮИСМАНС, ЖОРИС КАРЛ

(Huysmans, Joris Karl) (1848-1907), французский романист. Шарль-Мари-Жорж Гюисманс родился 5 февраля 1848. Отец его был голландец, мать - француженка. Получив домашнее образование, в 1866 Гюисманс стал чиновником Министерства внутренних дел, где прослужил 32 года вплоть до отставки. В 1874 Гюисманс опубликовал первую книгу - Ваза с пряностями (Le Drageoir pices), сборник прозаических стихотворений в духе Ш.Бодлера. Под влиянием трех мэтров тогдашней французской литературы - Э.де Гонкура, Э.Золя и Г.Флобера - написаны романы Марта, история проститутки (Marthe, histoire d'une fille, 1876), первая книга о публичной девке из опекаемого государством борделя; Сестры Ватар (Les Soeurs Vatard, 1879), социальная хроника в манере Золя; Семейный очаг (En Mnage, 1881), многим обязанный флоберовскому Воспитанию чувств. Вскоре Гюисманс вошел в Меданский кружок, однако он был слишком независимым писателем, чтобы надолго задержаться в учениках Золя. После небольшого романа По течению (A vau-l'eau, 1882), с беспросветным пессимизмом повествующего о злоключениях чиновника, он поразил литературный мир книгой Наоборот (A Rebours, 1884), получившей наименование "катехизиса декаданса". Главным героем является аристократ "конца века" ("fin-de-sicle").

Порвав с Золя, Гюисманс издал романы У пристани (En Rade, 1887), натуралистический в изображении сцен деревенской жизни и сюрреалистический в описании грез, и Там, внизу (L-Bas, 1891), изображение сатанизма в его средневековом и современном вариантах. Центральный персонаж, Дюрталь, появляется далее в романах В пути (En Route, 1895), истории возвращения Гюисманса в лоно католической церкви после пребывания в монастыре траппистов, Собор (La Cathdrale, 1898), почти целиком посвященном Шартрскому собору, и Послушник (L'Oblat, 1903), слегка завуалированной хронике послушничества Гюисманса в бенедиктинском монастыре после отставки с государственной службы.

В число других его книг входят Парижские наброски (Croquis parisiens, 1880), посвященные различным сторонам столичной жизни; Современное искусство (L'Art moderne, 1883), в котором он пропагандировал импрессионизм; Святая Людвина из Схидама (Sainte Lydwine de Schiedam, 1901), эссе в жанре "жития", и Лурдские толпы (Les Foules de Lourdes, 1906), где восхваляется набожность и бичуется завладевшая городом страсть к наживе. Романы Гюисманса точно отражают эволюцию интеллектуальной и художественной жизни во Франции конца 19 в. При этом их можно рассматривать и как развернутую автобиографию писателя. Умер Гюисманс с Париже 13 мая 1907.

Кольер. Словарь Кольера.