Значение слова ГЮИСМАНС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ГЮИСМАНС

Гюисманс (Joris Mare Huysmans) - современный французский романист,принадлежащий к семье талантливых живописцев; родился в 1848 г. Своимипервыми романами ("Marthe", 1879; "Les soeurs Vatard", 1879; рассказ"Sac au dos" в "Soirees a Medan") Г. примкнул к школе Зола, но зашелгораздо дальше своего учителя в крайностях натурализма и в цинизмеязыка, останавливаясь на самых мелочных и отвратительных проявленияхживотной натуры человека. Не без таланта, однако, изображена здесьпошлая будничная жизнь, производящая утомительное впечатление своимбезнадежным однообразием. В следующие романы: "En menage" (1881) и "Avau l'eau" (1882) Г. вносит сильный личный элемент: за действующимилицами проглядывает автор, художник мизантроп, рассматривающий жизнь каксплошную пошлость и глупость. Характеристичная черта этих романов -отсутствие всякого движения; конец оставляет действующих лиц в том жеположены, в котором их застало начало, и все это вместе взятоепроизводит удручающее впечатление ничтожности жизни, бесполезностивсяких перемен, роковой неудачи всяких стремлений. На этом основном фонепессимизма и иронического изображения жизни, выделяется уменье Г.схватывать и изображать детали - мелкая живопись словами, напоминающаяжанровые картины фламандской школы. В 1884 г. Г. издал роман "Аrebours". Из натуралиста автор превращается здесь в полу-мистика,полудекадента, предпочитающего все искусственное естественному, ищущегоновизны ощущений во всех областях. Герой романа (если можно назватьроманом описание различных настроений при отсутствии всякого намека нафабулу), Des Esseintes, представляет собой продукта современнойутонченной цивилизации, превращающей нервных людей в чистейшихневропатов. Утомленный жизнью, скучающий Des Esseintes хочет оживитьсвои притупленные нервы и устраивает себе совершенно искусственноесуществование, превращая день в ночь и, наоборот, устраивая "симфониизапахов", "гаммы ликеров", углубляясь в чтение оккультической литературыи современных символистов и т. д. В изображении этих извращений вкуса Г.обнаруживает богатство фантазии и яркость красок. Последние произведенияГ. ("La Ваrrе" и др.) все более приближают автора к декадентству и,главным образом, к мистицизму "магов" в роде Сар Пеладана и др. отнатурализма Г. отказался в известном "манифесте пяти" последователейЗоля, протестовавших против своего учителя после появления "La Теrrе".Как художественный критик, Г. выказал большое понимание современныхнаправлений в живописи (импрессионистов, pleinair'истов. и т. д.), ссвоей книге: "L'Art moderne". З. В.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.