Значение БРУНЕЛЛЕСКИ, ФИЛИППО в Словаре Кольера

Что такое БРУНЕЛЛЕСКИ, ФИЛИППО

(Brunelleschi, Filippo) (1377-1446), крупнейшая фигура раннего Возрождения, архитектор, скульптор, изобретатель и инженер.

Родился во Флоренции, начал творческую деятельность как скульптор. Бронзовый рельеф Жертвоприношение Исаака (музей Флорентийского собора) создан им в 1401 в качестве конкурсной работы на право выполнить новые двери флорентийского Баптистерия. Брунеллески проиграл на этом конкурсе Лоренцо Гиберти, после чего сосредоточил свое внимание на архитектуре. За 16 лет, в течение которых осуществлялось строительство купола Флорентийского собора (1420-1436), и до своей смерти в 1446 Брунеллески возвел во Флоренции целый ряд зданий, придавших архитектуре принципиально новый импульс. В приходской церкви Сан Лоренцо, ставшей семейным храмом Медичи, он сначала возвел ризницу (окончена в 1428 и обычно именуется Старой сакристией, в отличие от Новой, построенной Микеланджело столетием позже), а затем перестроил всю церковь (1422-1446). Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти, 1421-1444), церковь Санто Спирито (начата в 1444), капелла семейства Пацци во дворе францисканского монастыря Санта Кроче (начата в 1429) и ряд других замечательных зданий ренессансной Флоренции связываются с именем Брунеллески.

Если вопросы авторства и датировки этих зданий периодически вызывают дискуссии, то никто и никогда не ставил под сомнение тот факт, что новый язык архитектуры, созданный Брунеллески и подхваченный его последователями, означал решительный разрыв со средневековым прошлым. Новый стиль искал опору и вдохновение в архитектуре древнего Рима, а также в классических деталях зданий романского стиля в Тоскане, вроде флорентийского баптистерия, а кроме того - в византийских и исламских постройках. Выраженный с наибольшей четкостью в интерьерах Старой сакристии и капеллы Пацци, этот стиль отличается ясной логикой композиционного решения и визуальной гармонией. Отдельные части зданий объединены системой пропорций и повторяемостью строгих геометрических форм, они подчеркнуты с помощью излюбленного приема Брунеллески - контраста ярко освещенных стеновых панелей и деталей украшения, выполненных из более темного камня. Обращаясь к своему скульптурному опыту, Брунеллески требовал пристального внимания к резным элементам - таким, как капители, пилястры, обломы, что привело к утверждению во флорентийском строительном деле новых эталонов мастерства и красоты. Пожалуй, никому другому из мастеров раннего Возрождения не удалось столь органично соединить теоретические представления с их практическим осуществлением. Умер Брунеллески во Флоренции 15 апреля 1446.

Кольер. Словарь Кольера.