Значение ДЕ ФИЛИППО ЭДУАРДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ДЕ ФИЛИППО ЭДУАРДЕ

Филиппо (De Filippo) Эдуардо (псевдоним; настоящая фамилия Пассарелли, Passarelli) (р. 24.5.1900, Неаполь), итальянский драматург, режиссёр и актёр. Родился в семье актёров и в 11 лет дебютировал на сцене. Литературную деятельность начал в 1926. В 1931 создал свою труппу. Автор многих инсценировок и оригинальных пьес, развивавших демократические традиции диалектального неаполитанского народного театра, восходящего к комедии дель арте . В кино Де Ф. выступил как актёр в 1932, как режиссёр - в 1939 (фильм 'В полях упала звезда').

Расцвет творчества Де Ф., испытавшего влияние Р. Вивиани , Э. Скарпетты, Л. Пиранделло , относится к периоду после падения фашизма - это комедии, в которых он исполнял главные роли, преимущественно в авторских экранизациях: 'Неаполь-миллионер' (постановка 1945, авторская экранизация 1950 - 'Неаполь - город миллионеров', русский перевод 1959); 'Ох, уж эти призраки!' (1946, авторская экранизация 1954, и фильм режиссёра Д. Ризи 1968, в русском переводе 'Призраки', 1956); 'Филумена Мартурано' (1947; авторская экранизация 1951 и фильм режиссёра В. Де Сика 'Брак по-итальянски', 1964, русский перевод 1956) и др. Гуманное и демократическое творчество Де Ф. в послевоенные годы органически слилось с направлением неореализма . Из пьес 50-60-х гг. выделяются: 'Страх номер один' (1951, русский перевод 1957); 'Моя семья' (1956, русский перевод 1957); 'Де Преторе Винченцо' (1957, в русском переводе также 'Никто' и 'Вор в раю', 1958); 'Суббота, воскресенье, понедельник' (постановка 1960, русский перевод 1962); 'Мэр квартала Санита' (1961, русский перевод 1962); 'Искусство комедии' (1965), 'Контракт' (1967), 'Монумент' (1970). В числе поставленных Де Ф. фильмов: 'Неаполитанцы в Милане' (1953), 'Фортунелла' (1958). Наиболее значительные актёрские работы Де Ф. в кино (помимо авторских экранизаций) в фильмах: 'Девушки с площади Испании' (1951), 'Золото Неаполя' (1954), 'Все по домам' (1961) и др.

В центре творчества Де Ф. - жизнь рядового итальянца во враждебном ему буржуазном обществе. В своих лучших пьесах он утверждает необходимость активной борьбы против зла. Социальная значимость, психологическая глубина пьес и в то же время их почти буффонная яркость, острая гротескность определяют своеобразие драматургии Де Ф. Многие его пьесы идут на советской сцене. В 1962 труппа Де Ф. гастролировала в СССР.

Соч.: Cantata dei giorni dispari, v. 1-2, [Torino, 1957-58].

Лит.: Бояджиев Г., Э. Де Филиппо и его герои, 'Театр', 1957, | 2; Молодцова М., Эдуардо де Филиппо, Л. - М., 1965; De Sanctis G. В., E. De Filippo - commediografo neorealista, Perugia, 1959; MagIiulo G., E. De Filippo, Bologna, [1959].

Г. Д. Богемский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.