Значение слова КУПОЛ в Архитектурном словаре

Что такое КУПОЛ

(итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula, уменьшит. от cupa - бочка), пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения; образующими форм купола являются различные кривые, выпуклые наружу. В куполе, помимо основных усилий сжатия, передающих опорам вес покрытия, возникают также и горизонтальные усилия распора, для восприятия которых начиная с 15 в. иногда устраиваются специальные конструкции, работающие на растяжение (опорные кольца в основании купола и др.). Возникнув, возможно, на основе шалашей из гнущегося материала (тростника, ветвей) и глины, куполы уже в древности возводились из камня или из обожжённого кирпича, первоначально в виде т. н. ложных куполов, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают стенам усилий распора (здания в г. Эшнунна в Двуречье, начало 3-го тыс. до н. э.; "гробница Атрея" в Микенах, 14 в. до н. э. (?)). Ложные купола были распространены в народном зодчестве многих стран; разновидностью ложного купола являются, в частности, ступенчатые перекрытия типа гвиргвини. Важное значение получил купол в архитектуре Древнего Рима с развитием клинчатых арок, сводов и особенно после изобретения бетона. Перекрывая без опор большое помещение в центрических сооружениях, купол усиливал его роль в архиттурной композиции, придавал ему простор и торжественную величественность, нередко образно выражая идею силы и незыблемость религиозных представлений (грандиозный купол Пантеона в Риме). В византийской архитектуре широко применялись купола на тромпах и парусах (появившихся ещё в зодчестве Древнего Рима и Ирана эпохи Сасанидов), что позволяло возводить купола над помещением с любой конфигурацией плана (Софии храм в Константинополе). В средние века разнообразные по конструкции купола в Европе и на Кавказе возводили главным образом в крестово-купольных храмах (например, храм Джвари близ Мцхеты в Грузии, церковь Рипсиме в Эчмиадзине в Армении), в феодальных государствах Средней Азии и Ближнего Востока купола применялись в центрических купольных зданиях. С осознанием роли купола не только в интерьере, но и во внешнем облике здания изменяются наружные очертания купола относительно внутренних, а затем над ним появляются внешние оболочки (отличающиеся по очертаниям от собственно купола), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример - купол собора Сан-Марко в Венеции, 9-11 вв.). Купола с внешними оболочками, завершавшие обычно вертикальные объёмы культовых зданий и созданные с учётом широкого архитектурного или природного окружения, получили особенно большое распространение в русской средне-вековой архитектуре, а также в зодчестве Средней Азии (например, мечеть Биби-Ханым в Самарканде, 1399-1404, имеющая внешний и внутренний купола). В эпоху Возрождения трактовка купола как пластической формы в пространстве и градостроительстве доминанты распространяется в архитектуре Западной Европы (например, купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, 1420-36, архитектор Ф. Брунеллески, где впервые двойная оболочка купола связана каменными ребрами жёсткости и деревянными кольцами в единую конструкцию). С конца 18 в. купола стали использоваться в светских постройках. Со 2-й половины 19 в. вместо кирпичных и каменных куполов, недостатками которых являются большой собственный вес и трудоёмкость возведения, всё шире применяются купола с металлическим каркасом и остеклением, купола из дерева и железобетона. В 20 в., с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций, резко увеличилось многообразие структур и форм куполов: появились купола ребристые, ребристо-кольцевые, с волнистой внутренней поверхностью, а также "геодезические" Б. Фуллера (диаметром до 150 м), сборные замоноличенные купола П. Л. Нерви и др. Сооружаются новые типы куполов: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др.

Архитектурный словарь.